232. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.
Ответ:
3.Отчего мы не замечаем ошибки в деталях при восприятии хорошо знакомых объектов?
4.Какое отношение к этому имеет открытое А.А. Ухтомсикм явление доминанта?
233. Рассмотрите рисунки 148 и 149 на с. 335—336 учебника.
Объясните следующие факты.
Ответ:
Факты |
Объяснение |
При рассмотрении гравюры М. Эшера многие не сразу замечают белые фигуры (рис. 148, А) |
Черное заметнее на белом фоне Метод условных рефлексов |
При рассмотрении рисунка 149 не сразу заметны фигуры детей (их принимают за извилины коры) |
Дети изображены в форме мозга, поэтому мы ожидаем увидеть извилины Явление доминанты |
При просматривании двойственных изображений (рис. 148, Б, В, Г) один образ непроизвольно сменяется другим |
Метод взаимной индукции |
234. Изобразите стрелками пути передачи возбуждения при реализации безусловного и условного рефлексов. Образующуюся временную свзяь выделить особо (цветом или пунктиром). (Условные обозначения: П-пища, П1-пищевой центр коры больших полушарий, Л-лампочка, Л1- центр коры, фиксирующий зажигание лампочки; 1-рецепторы языка, 2-слюноотделительный центр продолговатого мозга, 3-слюнная железа.)
Ответ:
235. Прочитайте § 54 «Врожденные и приобретенные программы поведения» и заполните таблицу.
Ответ:
Форма врожденного поведения |
Значение |
Отличительные черты |
Безусловный рефлекс |
Удовлетворение основных потребностей, продолжение жизни |
Передается по наследству, есть у каждого представителя вида, не исчезаетна протяжение всей жизни |
Инстинкт |
Приспособление к среде обитания |
Цепочка безусловынх рефлексов |
Запечатление (импринтинг) |
Запоминание |
Свойство фиксировать в памяти образы родителей, потомства и др. |
236. Проанализируйте формы приобретенного поведения. Заполните таблицу.
Ответ:
Форма приобретенного поведения |
Значение |
Отличительные черты |
Условный рефлекс |
Приспособление к среде оитания |
Индивидуален, не передается из поколения в поколение, может угаснуть, если нет подкрепления |
Рассудочная деятельность |
Приспособленность к среде обитания |
Действие в незнакомых ситуациях согласно своим суждениям |
Динамический стереотип |
Приспособленность к среде обитания |
Череда условных рефлексов, где подкрепление только в конце |
237. Отчет о лабораторной работе «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» (с. 342-343 учебника).
Ответ:
238. Прочитайте § 55. Сопоставьте быстрый и медленный сон. Заполните таблицу.
Ответ:
Типы сна
Характерные признаки |
Быстрый |
Медленный |
Энцефалографическая кривая |
Быстрые колебания |
Редкие волны большой амплитуды |
Движение закрытых глаз |
Приходят в движение |
Неподвижны |
Изменение работы внутренних органов |
Мышцы заторможены, повышается сердечный ритм |
Мышцы расслаблены, дыхание спокойное, сердцебиение замедлено |
239. Приведите примеры биологических ритмов у человека.
Ответ:
Ритмы, связанные с ритмами внешней среды: чередование сна и бодорствования (день-ночь), смена времен года.
Внутренние ритмы: Сердечный цикл.
240. Прочитайте § 56. Распределите приведенные потребности в соответствующие столбцы таблицы: безопасность, музыка, общение, питание,питье, воздуз, жилище, одежда, учеба, наука, литература, исскуство, забота о потомстве.
Ответ:
Базовые потребности |
Вторичные потребности |
Безопасность, питание, питье, воздух, общение, забота о потомстве, одежда, жилище |
Музыка, учеба, наука, литература, исскуство |
Дополнительная информация.
Сознание- это высшая функция человеческого мозга, способность не только отражать в мозге окружающую действительность, но и формировать отношения с окружающим миром, т. е. регулировать поведение. Это возможность передать собственное знание другим людямпри помощи речи, посредством научных и художственных произведения, техническиих средств и т. д. На основе базовых и вторичных потребностей человека формируются подсознание (автоматизированные навыки и нормы поведения), самосознание (диалог с самим собой), сознание (знание, которое может быть передано другим) и сверхсознание (творческая интуиция).
241. Прочитайте дополнительный материал. Каково значение речи в жизни современного человека?
Систему, анализирующую сигналы, идущие от рецепторов, И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Наши вкусовые и обонятельные, тактильные и зрительные ощущения- это результат ее работы. Однако, в отличие от животных, у людей существует вторая сигнальная система- система речи. Для человека слово- такой же полноценный сигнал, как и непосредственно действующие сенсорные стимулы. При этом слово обладает свойством заменять реальные раздражители. Для того, чтоб представить некий объект, вам не надо его
видеть, трогать или пробовать на вкус, достаточно произнести его название. Слово- это символ конкретного предмета или явления окружающей среды, это «сигнал сигналов», с помощью которого осуществляется, как сказал И.П. Павлов, «специально человеческое высшее мышление».
Главная роль в восприятии речи на слух принадлежит участку коры больших полушарий, расположеннему на границе височной и теменной доли (зона Вернике). Артикуляцию, т. е. произнисение речи, обеспечивает зона Брока- участок двигательной коры, расположенной в лобной доле.В зрительной коре затылочной доли находится участок, способной распозновать письменную речь.
Ответ: Слово- это универсальный сигнал, с помощью которого мы можем побудить собеседника на какие- либо действия, представить объект и мн. др.
242. Заполните схемы.
Ответ:
243. Ответьте на вопросы.
1)Чем можно объяснить ситуации, когда при переводе с иностранного языка на родной все слова понятны, а общий смысл высказывания- нет?
Ответ: Эти слова не связаны и не согласованы.
2)Чем логическое мышление отличается от интуиции?
Ответ: Механическая память основана на повторении: материал повторятют до полного его запоминания. При использовании логической памяти человек пытается представить взаимосвязь между описываемыми событиями или явлениями.
244. Прочитайте § 57 «Воля, Эмоции, внимание». Укажите этапы волевого действия на схеме.
Ответ:
245. Сравните понятия внушаемость и негативизм.
Ответ:
|
Внушаемость |
Негативизм |
Сходство |
Отсутствуют выбор цели средств достижения. Оба состояния являются признаком недостаточной развитости воли. Действия навязаны со стороны, они не осмыслены |
|
Различия |
Человек бездумно следует за лидером |
Человек идет наперекор |
246. Дайте определения понятий.
Аффект-
Ответ:
бурная эмоциональная вспышка
Стресс-
Ответ:
напряжение сил организма
247.Приведите примеры:
Ответ:
Эмоциальных реакций- плач, смех, страх, печаль;
Эмоциальных состояний- хороший или плохой настрой;
Эмоциальных отношений- любовь, дружба, вражда;
248. Сравните непроизвольное и произвольное внимание. (Критерии сравнения определите и запишите самостоятельно.)
Ответ:
Критерии сравнения |
Непроизвольное внимание |
Произвольное внимание |
Возникновение |
Помимо воли человека |
Требует усилий человека |
Управляющая часть мозга |
Средний мозг |
Участки любой доли |
Пример |
Чтение интересной книги |
Чтение неинтересной книги |
249. Отчет о лаборатной работе «Измерение числа……»
Ответ:
Условие внимания |
Число колебаний внимания за 30 с за 1 мин |
|
Непроизвольное внимание (без установки) |
10 |
20 |
Произвольное внимание (с установкой сохранить создавшийся образ) |
S |
10 |
Произвольное внимание при активной работе с объектом |
10 |
20 |
250. Оцените,что нового вы узнали при изучении этой темы.Предположите, как могут……?
Ответ: Я узнал больше о своем организме.