121. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.
Ответ: Почему человек дышит? Какие функции выполняет кислород в организме человека?
122. Прочитайте статью «Значение дыхания» (§ 26). Перечислите функции, которые выполняют органы дыхания.
Ответ: Обмен газов между внешней / воздушной средой и лёгкими. Обмен газов между лёгкими и кровью. Транспортировка газов кровью; газообмен в тканях; очищение воздуха, укрепление.
123. Напишите этапы газообмена.
Ответ: 1) Газообмен между внешней / воздушной средой и лёгкими.
2) Газообмен между лёгкими и кровью.
3) Транспортировка кислорода кровью.
4) Газообмен в тканях.
Сопоставьте процессы, происходящие при лёгочном и клеточном дыхании.
Ответ:
Лёгочное дыхание |
Клеточное дыхание |
Обеспечивает газообмен между воздухом и кровью. |
Обеспечивает газообмен между клетками ткани и кровью. |
124. Рассмотрите рисунок. Подпишите указанные на нём структуры дыхательной системы.
Ответ: 1- Носовая полость
2 – Носоглотка;
3- Глотка;
4 – Гортань;
5 – Трахея;
6 – Бронхи;
7 – Альвеолы;
8 – Лёгкие (плевра).
125. Прочитайте статью «Носовая полость» (§ 26). Перечислите функции верхних дыхательных путей и укажите структуры, которые их выполняют.
Ответ:
Функция |
Структура |
1. Выделяется слизь, которая увлажняет поступающий воздух, задерживает пыль, убивает микроорганизмы. |
Поверхность внутренней полости (мерцательный эпителий). |
2. Согревает кровь. |
Сеть кровеносных сосудов. |
3. Борются с микроорганизмами. |
Фагоциты, лимфоциты, антитела. |
4. Воспринимают запахи. |
Обонятельные рецепторы. |
126. Прочитайте статью «Гортань - орган голосообразования» (§ 26). Подпишите указанные на рисунке элементы строения гортани.
Ответ:
1 – Надгортанник;
2 – Щитовидный хрящ;
3 – Перстневидный хрящ;
4 – Голосовые связки.
127. Ответьте на вопросы.
1) Производным какого хряща является кадык?
Ответ: Щитовидного хряща.
2) В каком положении находятся голосовые связки: при дыхании – разведены; при пении и речи – смыкаются, но остается щель; при шёпоте – замкнуты.
3) Чем объясняется разная высота голоса у мужчин и женщин?
Ответ: Длиной голосовых связок.
4) Что определяет тембр голоса?
Ответ: Резонаторы.
128. Дайте определение понятия артикуляция.
Ответ: Работа органов (языка, голосовых связок, губ).
129. Рассмотрите рисунок 79 в учебнике. Объясните, почему задняя стенка трахеи мягкая.
Ответ: Это способствует беспрепятственному прохождению пищевого комка по пищеводу.
130. Прочитайте § 27 и объясните следующие термины.
Ответ: «Ворота лёгких» - место входа бронхов, вен и легочных артерий в легкие. Лёгочная плевра – внешняя оболочка лёгких. Пристеночная плевра – внутренняя оболочка лёгких. Плевральная полость – узкая щель между легочной и пристеночной плеврой.
131. Ответьте на вопросы.
1) По каким сосудам венозная кровь приходит в лёгочные альвеолы?
Ответ: По лёгочным артериям.
2) Чем отличается гемоглобин в артериальной и венозной крови?
Ответ: Наличием кислорода (в артериальной крови он присутствует).
3) На каком этапе процесса дыхания происходит реакция Hb= Hb + 4
Ответ: Газообмен в тканях.
132. Прочитайте первую статью §28 и укажите верную последовательность событий, происходящих при вдохе, перечислив их буквенные обозначения в нужном порядке.
Перечень событий при вдохе в произвольном порядке: а – расширение лёгких, б – падение давления в альвеолах, в – расширение грудной полости, г – сокращение наружных межрёберных мышц и диафрагмы, д – падение давления в плевральной полости, е – заполнение лёгких воздухом.
Ответ: Г=> В=> Д=> А=> Б=> Е.
133. Опишите в нужной последовательности процессы, происходящие при спокойном выдохе.
Ответ: Выдох начинается с того. Что межреберные мышцы расслабляются. Под действием силы тяжести грудная стенка опускается вниз, а диафрагма поднимается вверх, поскольку растянутая стенка живота давит на внутренние органы брюшной полости, а они на диафрагму. Объем грудной полости уменьшается, легкие сдавливаются, давление воздуха в альвеолах становиться выше атмосферного, и часть его выходит наружу.
134. Прочитайте статью «Нервная регуляция дыхания» (§ 28). Допишите утверждения.
Ответ: Нервные центры вдоха и выдоха расположены в продолговатом мозге. Сужение альвеол рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох.
135. Отчёт о лабораторной работе «Измерение охвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» (с. 184 – 185 учебника).
Ответ:
Охват грудной клетки, см |
||
При вдохе(А) |
При выдохе (Б) |
А-Б |
90 |
82 |
8 |
Вывод: При вдохе грудная клетка расширяется.
136. Прочитайте статью «Жизненная ёмкость лёгких» (§ 29). Ответьте, сколько кубических сантиметров воздуха находится в лёгких человек, если жизненная ёмкость его лёгких равно 3500 , а остаточный воздух занимает объём 1200.
Ответ: 3500+1200 = 4700 .
137. Прочитайте статью «Болезни дыхательной системы» (§ 29). Допишите утверждения.
Ответ: Возбудителем туберкулёза является палочка Коха. Она может попасть в организм здорового человека, может через дыхательные пути с пищей.
Причиной рака лёгких чаще всего бывает у курящих людей. Для ранней диагностики этих опасных болезней применяют флюорографию либо компьютерную томографию.
138. Прочитайте статьи «Придаточные пазухи носа», «Миндалины», «Аденоиды» и «Дифтерия» (§ 26) и законспектируйте их в виде таблицы.
Ответ:
Заболевание |
Симптомы |
Причины |
Профилактика и лечение |
Гайморит |
Выделение слизи из носа, повышение температуры, усталость / недомогание. |
Грипп, ОРЗ, ангина. |
Укрепление иммунитета; Своевременное лечение; Здоровый, активный образ жизни. |
Фронтит |
Выделение слизи из носа; Температура; Слабость; Заложенность носа. |
Грипп, ОРЗ, ангина. |
Укрепление иммунитета; Своевременное лечение; Здоровый, активный образ жизни. |
Тонзиллит |
Неприятный запах изо рта; Воспаление миндалин. |
Лимфоциты и фагоциты не справляются с микробами и происходит заражение |
Укрепление иммунитета; Своевременное лечение; Здоровый, активный образ жизни. |
Разросшиеся аденоиды |
Осложненно носовое дыхание, насморк. |
Разрастание лимфоидной ткани. |
Укрепление иммунитета; Своевременное лечение; Здоровый, активный образ жизни. |
Дифтерия |
Температура, налёт на миндалинах. |
Заражение дифтерийной палочкой. |
Вакцинация. |
139. Прочитайте статьи о первой помощи при различных травмах дыхательной системы (§ 29). Законспектируйте материал в форме таблицы.
Ответ:
Вид травмы |
Первая помощь |
Утопление |
Извлечь из воды, затем освободить дыхательные пути. Положить животом на колено, и резкими движениями живот и грудную клетку или резко встряхнуть пострадавшего. После избавления воды, при необходимости применяют искусственное дыхание. |
Удушье при обмороке |
Прежде всего послушать дыхание. При необходимости открыть рот и оттянуть язык вперед, либо откинуть голову назад. Полезно дать понюхать нашатырный спирт. Это возбуждает дыхательный центр и содействует восстановлению дыхания. |
Завалы землёй |
После извлечения человека из завала необходимо восстановить дыхание. Сначала нужно очистить нос и рот от грязи, затем искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. После восстановления дыхания можно приступить к осмотру повреждений, наложение жгутов и шин. |
Поражение молнией
|
Если электротравма была небольшой, и человек сам вышел из состояния обморока, то необходимо осмотреть места поражения, наложить повязку и немедленно отправить пострадавшего в больницу, поскольку может поступить повторная потеря сознания из-за сердечной недостаточности. При тяжелых случаях электротравмы происходит остановка дыхания. В этом случае применяют искусственное дыхание, а при остановке сердца – непрямой массаж.
|
Поражение техническим током
|
Аналогично при поражении молнией, но в первую очередь нужно обесточить провод, а уж затем приступать делать первую помощь. |
140. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.
Ответ: Я узнала о заболеваниях дыхательных путей и знаю меры профилактики этих заболеваний. Также знаю с чего начинать первую помощь, людям, которые пострадали в разных опасных ситуациях.
141. Решите кроссворд.
Ответ:
По горизонтали:
1. Детская инфекционная болезнь.
3. Орган, в котором располагаются голосовые связки.
4. Лимфатические образования глотки.
8. Инфекционная болезнь лёгких.
9. Дыхательные пути, ведущие в лёгкие.
11. Рентгеновское обследование лёгких.
12. Часть верхних дыхательных путей, соединяющих носовую полость с глоткой.
13. Болезнь лёгких. Чаще встречающаяся курильщиков.
По вертикали:
2. Заболевание глоточных миндалин.
3. Воспаление гайморовых пазух.
5. Орган, соединяющий гортань с главными бронхами.
6. Лёгочный пузырёк.
7. Лёгочная или пристеночная оболочка.
10. Верхние дыхательные пути, пересекающиеся с органами пищеварения.