36. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.
Ответ: Каким образом осуществляется движение? Какую роль выполняет скелет?
37. Прочитайте §10. Представьте в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы.
Ответ:
38. Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения.
Ответ: Органические вещества придают кости гибкость. Неорганические вещества придают кости твёрдость. Сочетание этих веществ обеспечивает прочность и упругость.
39. Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг.
Ответ: Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющих с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостница, а суставные поверхности головок – суставным хрящом. Внутри головок находится губчатое вещество, содержащее красный костный мозг, в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества внутри которого находится костномозговая полость. Она заполнена жёлтым костным мозгом, представляющим в основном жировую ткань.
40. Ответьте, почему, несмотря на то, что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее.
Ответ: Стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость.
41. Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с. 69-70 учебника).
Ответ:
1.На микропрепарате представлен поперечный срез кости.
2.Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиденных в микроскоп.
3.Ответы на вопросы задания №4 лабораторной работы.
Ответ: Костные пластинки располагаются по направлению сил сжатия и растяжения. Возникающих в связи с нагрузками на кость, это объясняет уникальную прочность кости.
42. Прочитайте § 11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите названия парных и непарных костей черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке.
Ответ:
|
Кости мозгового черепа |
№ на рисунке |
Кости лицевого черепа |
№ на рисунке |
Парные |
Теменная Височная |
2 8 |
Скуловые Верхняя челюсть |
5 6 |
Непарные |
Лобная Затылочная |
3 1 |
Носовая кость Нижняя челюсть |
4 7 |
43. Какие функции опорно-двигательного аппарата осуществляются благодаря подвижности нижней челюсти?
Ответ: Измельчение пищи / жевание. Членораздельная речь.
44. Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы.
1) Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека – четыре?
Ответ: Это приспособление к прямохождению.
2) Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а человека их нет?
Ответ: К затылочной кости крепятся шейные мышцы. Шея у шимпанзе мощнее, вот и нужны гребни.
3) Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков человека больше, чем у шимпанзе?
Ответ: Человек прямоходящий, голову и спину держит прямо по ходьбе – отсюда большая нагрузка на позвонки и их массивность.
4) Почему таз у человека имеет форму чаши, а шимпанзе – нет?
Ответ: Такая форма таза способствует ровной ходьбе на двух ногах.
45. На рисунке изображены шейный, грудной и поясничный позвонки. Общие части позвонков обозначены цифрами, отличительные признаки частей позвонков цифры и буквы, которыми они отмечены на рисунке:
Ответ:
Тело позвонка – 5;
Дуга – 2;
Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал, - 3;
Остистый отросток – 1;
Поперечный отросток – 4;
Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды, - А;
Суставные площадки на теле грудных позвонков и поперечных отростков, сочленяющиеся с рёбрами,- Б;
Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков?
Ответ: Не все признаки.
46. Назовите показанные на рисунке кости.
Ответ:
1 – Череп;
2 – Шейные позвонки;
3 – Ключица;
4 – Лопатки;
5 – Грудина;
6 – Рёбра;
7 – Плечевая кость;
8 – Лучевая кость;
9 – Локтевая кость;
10 – Таз;
11 – Копчик;
12 – Головка бедренной кости;
47. Ответьте на вопросы.
1) Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей?
Ответ: 10 пар рёбер.
2) Сколько пар рёбер заканчивается свободно?
Ответ: 2 пары.
3) Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками?
Ответ: Они придают позвоночнику подвижность, упругость, смягчают сотрясение при беге, ходьбе, прыжках.
48. Какие структуры образуют грудную полость человека? Вспомните, у какой группы организмов впервые в процессе эволюции появилась грудная полость такого строения. Какие органы расположены в грудной полости?
Ответ: Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина. Впервые подобная грудная полость появилась у пресмыкающихся. В грудной полости находятся легкие и сердце.
49. Напишите названия указанных на рисунке частей сустава.
Ответ:
1 – Суставные поверхности;
2 – Хрящевые поверхности;
3 – Связка;
4 – Таз;
50. Сделайте подписи к рисункам.
Ответ:
I. Кости верхней конечности:
1 – Ключица
2 – Лопатка
3 – Плечевая кость
4 – Лучевая кость
5 – Локтевая кость
6 – Запястье
7 – Пястье
8 – Фаланги пальцев
II. Кости нижней конечности и крестец:
1 – Таз
2 – Крестец
3 – Бедренная кость
4 – Большая берцовая кость
5 – Малая берцовая кость
6 – Предплюсна
7 – Плюсна
8 – Фаланги пальцев
51. Допишите утверждения.
Ответ: Кисть от стопы отличается подвижными и длинными фалангами (кисть можно собрать в горсть!) и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями таранной и пяточной, короткими пальцами, большой палец не противопоставлен всем остальным. Своды стопы позволяют человеку пружинить при ходьбе.
52. Повторите статью «Разновидности мышечной ткани» (§8). Нарисуйте клетку гладкой и клетку поперечнополосатой мышечной ткани.
Отметьте особенности поперечнополосатой мышечной ткани:
Ответ: Многоядерные клетки, состоят из волокон.
53. Рассмотрите рисунок 40 в учебнике. Найдите брюшко и сухожилия двуглавой мышцы. Прочитав статьи «Макроскопическое строение мышц» и «Движения в суставах» (§13), впишите определяемые ниже понятия.
Ответ: Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головкой мышцы, а сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, - хвост. Мышцы противоположного действия называются антагонистами, а мышцы действующие в одном направлении, - синергистами.
54. Выполните лабораторную работу «Мышцы человеческого тела» (с. 86 – 89 учебника) и, изучив рисунки 41 и 42, заполните правый столбец таблицы.
Ответ:
Функции мышцы или мышечной группы |
Название мышцы или мышечной группы |
Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другими к коже или только к коже. |
Мимические. |
Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть. |
Височные. |
Мышца шеи и спины, откидывающая назад голову. |
Трапециевидная. |
Мышцы, наклоняющие голову вперёд, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке. |
Грудино-ключичнососцевидные. |
Мышца спины, отводящая руки за спину. |
Широчайшая мышца. |
Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперёд. |
Большая грудная. |
Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки. |
Межреберные. |
Мышцы, поднимающие туловище из положения лёжа в положение сидя при фиксированных ногах. |
Брюшной пресс. |
Мышцы, обеспечивающие прямохождение. |
Глубокие и ягодичные. |
Мышца руки, отводящая плечо в сторону |
Дельтовидная. |
Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак. |
Мышцы предплечья. |
55. Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты.
Ответ:
Антагонисты |
Синергисты |
Бицепс - трицепс |
Грудь - трицепс |
56. На рисунке показан мотонейрон. Подпишите его части.
Ответ:
1 – Тело нейрона;
2 – Дендриты;
3 – Аксон;
4 – Синапс;
Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке.
Ответ: Двумя.
57. Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом).
Ответ: Близкое к максимальному напряжению и правильный отдых.
58. Укажите последствия гиподинамии.
Ответ: Изменения в мышцах: становятся дряблыми, теряют силу. Изменения в костях: уходят соли кальция. Изменения в крови: соли кальция соединяются с холестерином образуя бляшки.
59. Прочитайте статью «Регуляция работы мышц-антагонистов» (§14) и заполните таблицу, вписав в соответствующие столбцы слова: возбуждены, заторможены, сокращены, расслаблены.
Ответ:
Виды нервных центров и мышц Состояние рук |
Нервные центры сгибателей |
Нервные центры разгибателей |
Мышцы сгибатели |
Мышцы разгибатели |
Сгибание руки в локтевом суставе |
Возбуждены |
Заторможены |
Сокращены |
Расслаблены |
Разгибание руки в локтевом суставе |
Заторможены |
Возбуждены |
Расслаблены |
Сокращены |
Удержание груза в локтевом суставе |
Возбуждены |
Возбуждены |
Сокращены |
Сокращены |
Рука опущена, нагрузка отсутствует |
Заторможены |
Заторможены |
Расслаблены |
Расслаблены |
60. Впишите определяемые ниже понятия.
Ответ: Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамическая. Работа, связанная с сохранением позы или удержанием груза, называется статическая.
61. Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 94 учебника).
Ответ:
Фазы утомления |
Признаки томления |
Время |
Начало опыта (отсутствие утомления) |
Рука с грузом неподвижна |
|
I фаза утомления |
Рука опускается затем рывком поднимается на прежнее место. |
|
II фаза утомления |
Дрожание рук, потеря координации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение. |
|
III фаза утомления (предельное утомление) |
Боль в мышцах, онемение, непроизвольное расслабление мышц. |
|
62. Прочитайте §15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки.
Ответ: Неправильная посадка за столом, сутулиться (когда при ходьбе голова смотрит в землю). Привычка горбиться.
63. Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия.
Ответ: Неправильная подобранная обувь, длительное хождение или избыточная масса тела.
64. Отчёт о лабораторной работе «Осанка и плоскостопие» (с. 98 учебника).
Выявление нарушений осанки.
1. Выявление сутулости.
Ответ:
Расстояние между левым и правым плечом |
А/ Б |
|
Со стороны груди (А) |
Со стороны (Б) |
|
55 |
50 |
1,1 |
Вывод: Нарушений нет.
2. Выявление нарушений в области поясничного изгиба.
Ответ: При положении тела спиной к стене, когда, пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) ладонь.
Вывод: Нарушений нет.
II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).
Ответ: След в узкой своей части (заходит или не заходит) не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 45 на с. 97 учебника).
Вывод: Нарушений нет.
65. Прочитайте § 16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу.
Ответ:
Тип травмы |
Растяжение связок. |
Перелом |
Вывих |
Меры первой помощи |
Наложить тугую фиксирующую повязку и к пораженному месту прикладывают холод. |
При открытых переломах – остановить кровотечение. Во всех случаях, кроме перелома костей грудной клетки, прикладывают шину. При травме позвоночника положить лицом вниз на ровный настил. |
Обеспечить неподвижность. |
Противопоказания |
Тепло; Движение; Массаж. |
Пытаться придать естественную форму, накладывая шину на грудную клетку. |
Пытаться вправить кость. |
66. При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сам рука зафиксирована с помощью косынки.
Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?
Ответ: Шина не зафиксирована. Она может сместиться, в результате чего может сместиться сломанная кость. Это может привести к повреждению тканей, сосудов и др.
67. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите. Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.
Ответ: При необходимости я могу, не навредив, оказать первую помощь, пока скорая помощь будет в пути.
68. Решите кроссворд №4.
Ответ:
По горизонтали:
1. Кость осевого скелета.
2. Кость плечевого пояса, лежащая среди мышц спины.
6. Мышцы однонаправленного действия.
7. Твёрдая основа тела, состоящая из костей, хрящей и связок.
11. Часть грудной клетки.
12. Болезнь позвоночника.
14. Часть кости, обеспечивающая её рост в толщину.
По вертикали:
1- Болезнь ног.
2- Элемент скелета.
4- Мышцы, действующие в противоположных направлениях.
5- Травма костей.
8- Кость плечевого пояса, сочленяющаяся с грудиной.
9- Часть мышцы, соединяющая её брюшко с костью.
10- Название пояса нижних конечностей.
13- Вид травмы.