8. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.
Ответ: Как произошел человек? Человек произошел от обезьяны?
9. Прочитайте §3. Выпишите в левый столбец таблицы тип, подтип, класс, отряд, к которому принадлежит человек, а в правый – признаки, доказывающие принадлежность человека к этим систематическим группам.
Ответ:
Систематическое положение человека |
Признаки, доказывающие принадлежность человека к данным систематическим группам (таксонам) |
ТИП хордовые |
На ранних стадиях развития закладывается хорда, над ней формируется нервная трубка, а под ней – кишечник. |
ПОДТИП позвоночные |
Внутренний скелет, замкнутая кровеносная система, нервная система дифференцируется на центральную и периферическую. |
КЛАСС млекопитающие |
Наличие диафрагмы, альвеол, четырехкамерное сердце, теплокровность, кормление грудью, внутриутробное развитие. |
ОТРЯД приматы |
Пятипалая конечность, большой палец противопоставлен остальным, наличие ногтей. |
10. Прочитайте §4. Укажите, какие экологические факторы способствовали развитию прямохождения.
Ответ: 3,5-5 млн лет назад климат стал суше, наступило похолодание. Тропические леса отступили, а их место заняла высокая травяная растительность. Чтобы выжить, предкам человека приходилось приподниматься, дабы осмотреть местность поверх высокой травы. В дальнейшем это привело к прямохождению и разделению функции ног и рук.
11. Объясните, на какие факты опираются учёные, доказывая, что предки человека – австралопитеки – не владели речью, несмотря на то что их мозг превосходил по объёму мозг обезьян.
Ответ: Не было подбородного выступа, тяжелая челюсть, не было речевых мышц.
12. Заполните таблицу.
Ответ:
Характеристика Группа |
Объем головного мозга, наличие асимметрии полушарий |
Места обитания, образ жизни, культура |
Древнейшие люди: человек прямоходящий Питекантроп, синантроп |
1100 |
о. Ява, Китай |
Древние люди: неандерталец |
1700 левая часть больше чем правая |
Европа, Африка, Азия. |
Первые современные люди: кроманьонец |
1800 |
Франция |
13. Расположите понятие национальность, народность, раса, подраса, начиная от более крупной группы и заканчивая наиболее мелкой.
Ответ: Раса – подраса – национальность – народность.
14. По внешнему виду определите, к какой расе принадлежит каждый из изображенных на рисунке людей. Сделайте подписи к рисункам.
Ответ:
15. Объясните, чем понятия нация и народ отличаются от понятия раса.
Ответ: Раса – огромные группы людей схожих по ряду признаков.
Нация – группа людей, происходящих из одного рода. Русские, китайцы.
Народ – это и расы, и нации. Другими словами, группа людей из одной местности (города или страны, а может и континента Австралии, например).
16. Оцените, что нового вы узнали при изучении это темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.
Ответ: Узнала, что люди делятся на расы. Также существуют разные нации.
До развития современного человека, была эволюция предков человека. Человек относится к разным систематическим группам.
Находясь в другой стране или городе смогу проанализировать, какая раса или нация доминировала в древние века или столетия назад.
17. Решите кроссворд № 2.
Ответ:
По горизонтали:
1) Первый современный человек.
4) Отряд, к которому принадлежат люди и обезьяны.
6) Основной признак типа, к которому принадлежит человек.
8) Систематическая группа организмов, связанных родством
9) Предшественник человека.
12) Орган, функционировавший у предков, но затем эти функции утративший.
13) Признак, в ходе эволюции траченный, но появляющийся у отдельных людей.
14) Основа внутреннего скелета у всех животных подтипа, к которому принадлежит человек.
15) Древнейший человек, найденный на острове Ява.
По вертикали:
2) Крупное систематическое подразделение внутри вида Человек разумный.
3) Представитель расы, предки которого мигрировали на восток.
5) Название класса, к которому принадлежит человек.
7) Представитель расы, предки которого оказались на изолированном материке.
10) Представитель белокожей расы.
11) Древнейший человек, останки которого найдены в Китае.