194.Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении это темы.
Ответ: Что такое психика? Как осуществляется нервная регуляция?
195.Прочитайте §43. Допишите утверждение.
Значение нервной системы:
Ответ:
1) является материальной основой психической деятельности;
2) обеспечивает приспособление к среде;
3) обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма
4) согласует работу всех внутренних органов
196.Известно, что гомеостаз поддерживают рецепторы, одни из которых регистрируют верхнюю границу нормы, другие- нижнюю. Прочитайте текст и впишите недостающие слова:
Возбуждение рецепторов, регулирующих нижнюю границу нормы, усиливают рефлексы, стимулирующие поступление веществ и увеличивают их трапу. Возбуждение рецепторов, регистрирующих превышение верхней границы нормы, ослабляют рефлексы, стимулирующие поступление веществ и уменьшают их трапу.
При физической работе усиливается выделение тепла за счет работы мышц, вследствие этого возбуждаются рецепторы, регулирующие верхнюю границу нормы. Вследствие этого возникают рефлексы, которые усиливают потоотделение, расширение сосудов кожи и уменьшают теплообразование.
197.Прочитайте статью «Части нервной системы» (§ 44) и рассмотрите рисунок 122. Дополните схему «Строение нервной системы».
198.Допишите утверждения.
Ответ:
Серое вещество образует тела нейронов с дендритами.
Белое вещество образует нервные волокна.
Нервные узлы состоят из скопления тел нейронов.
199. Прочитайте статью «Спинной мозг» (§44). Рассмотрите рисунок. Укажите цифровые обозначения следующих структур:
Ответ: Тело позвонка- 9
Остистый отросток позвонка-4
Спинной мозг-1
Серое вещество спинного мозга-2
Белое вещество спинного мозга-3
Задние корешки спинного мозга со спинномозговыми узлами-6
Передние корешки-6
Узлы симпатического ствола-7
Межпозвоночный диск-8
200.Напишите, какой из известных вам рефлексов имеет двухнейронную рефлекторную дугу. Дорисуйте схему его действия. Сделайте недостающие подписи.
Пример двухнейронного рефлекса: коленный рефлекс.
201. Представьте, что вы дотронулись до горячей поверхности и немедленно отдернули руку. Изобразите дугу осуществленного рефлекса, учитывая, что она включает чувствительный, двигательный и вставочный нейрон.
1-Рецептор кожи
2-чувствительный нейрон
3-вставочный нейрон
4-двигательный нейрон
5-рецептор мышцы
202. Объясните, в чем выражается проводящая функция спинного мозга.
Ответ: Спинной мозг проводит импульсы от рецепторов в головной мозг.
203.Прочитайте статью «Отделы головного мозга» (§ 45). Заполните схему.
204.Подпишите на рисунке указанные отделы головного мозга.
205.Заполните таблицу «Расположение желудочков мозга»
Ответ:
Желудочек мозга |
Местоположение |
4 желудочек |
Между продолговатым мозгом и мозжечком |
3 желудочек |
Между симметричными половинами промежуточного мозга |
1 и 2 желудочки |
В левой и правой половинах большого мозга |
206. Впишите в таблицу функции указанных отделов головного мозга.
Ответ:
Отдел головного мозга |
Функции |
Продолговатый мозг |
Регуляция врожденных рефлексов (дыхания, кровообращения, жевания), деятельности желез проводниковая и рефлекторная |
Мост |
Движение глазных яблок, рефлексы, позы, выпрямления, мимика |
Мозжечок |
Равновесие, координация движений, тонус мышц |
207.Прочитайте § 46 «Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария» и заполните таблицу.
Ответ:
Отдел головного мозга |
|
Функции |
Промежуточный мозг
Большие полушария |
Таламус |
Работа органов чувств |
Гипоталамус |
Обмен веществ и энергии, контроль удовлетворения потребностей, поддержание гомеоста |
|
Лобная доля |
Мышечные движения, определение целей и оценка результатов |
|
Теменная доля |
Кожно-мышечная чувствительность |
|
Затылочная доля |
Зрение |
|
Височная доля |
Слух |
208. Укажите значком «+», какие из перечисленных функций может выполнять старая кора, а какие-только новая.
Ответ:
Функции |
Старая кора |
Новая кора |
Способность различать благоприятные и неблагоприятные события и реагировать на них тревогой, агрессией, испугом, радостью |
+ |
|
Способность точно распознавать объекты, программировать ответную деятельность с учетом возможных последствий |
|
+ |
Способность хранить в памяти прошлый опыт и использовать его в новых условиях |
+ |
|
Прогнозировать результаты будущей деятельности, строить планы и контролировать их выполнение, использовать речевые символы, знаки для прогнозирования своего поведения |
|
+ |
209.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.Кора больших полушарий образована серым веществом.
2.Серое вещество состоит из отростков нейронов.
3.В каждом полушарии выделяют лобную, теменную, височную и затылочную доли.
4.Зрительная кора находится в лобной доле.
5.Слуховая кора расположена в височной доле.
6.Основная функция древней коры-научение и память.
Ответы:
2.Серое вещество состоит из тел нейронов и дендритов.
3.В головном мозге выделяют лобную, теменную, височную и затылочную доли.
4.Зрительная кора находится в затылочной доли.
210.Прочитайте § 47 и сопоставьте особенности соматического и вегетативного отделов нервной системы.
Ответ:
Критерии сравнения |
Соматический отдел |
Вегетативный отдел |
Наличие центральной и периферической частей |
+ |
+ |
Связь иннервируемыми органами (прямая или через узлы) |
Через узлы |
Симпатическая через узлы, парасимпатическая прямая |
Органы, иннервируемые этими отделами |
Поперечно - полосатые мышцы |
Внутренние органы (сердце, печень) |
Функции |
Управление движениями тела в пространстве |
Управляет внутренними органами, гладкой мускулатурой и обменом веществ |
Произвольность |
нет |
да |
211.Сравните строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы.
Ответ:
Критерии сравнения |
Симпатический подотдел |
Парасимпатический подотдел |
Расположение ядер в центральной нервной системе |
Боковые столбы верхней и средней части спинного мозга вдоль позвоночника |
Ствол головного и крестцовая часть позвоночника В органах или недалеко от них |
Расположение нервных узлов |
||
Влияние:
На сердце На артериальное давление
На содержание сахара в крови
На кожные сосуды
На органы пищеварения
На органы дыхания |
Усиливают свою работу Повышается
Повышается
Сужаются
Замораживают деятельность
Частое и поверхностное |
Возвращает в состояние покоя Уменьшается
Уменьшается
Расширяются
Активирует
Редкое и глубокое |
212.Приведите пример, доказывающий взаимодействие симпатической и парасимпатической системы.
Ответ:
Представим, что человек увидел на остановке нужный ему автобус и побежал. Включилась симпатическая система, просвет сосудов стал сужаться, давление повысилось, и скорость крови возросла. Но если сужение чрезмерно, просвет сосуда становиться настолько узким, что кровь по нему вообще не может пройти (это бывает при спазмах сосудов). Но этого не происходит, так что по обратным связям в мозг идут сигналы о неблагополучии и включается парасимпатическая система, которая расширяет сосуды. Так находится оптимальная величина просвета сосудов, обеспечивающая необходимые давление и скорость крови.
213.Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.
Ответ: Знания расширяют мой кругозор. Теперь я знаю больше о том, как работает мой мозг, мой организм. Я смогу более продуктивно организовывать свою работу, тренировки, обучение.