214.Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите поулчить при изучении этой темы.
Ответ:Чем анализаторы отличаются от органов чувств? Верную ли информацию о внешнем мире дают нам анализаторы?
215.Прочитайте статью «Ощущуения. Строение и функции анализаторов» (§ 48). Закончите таблицу, вписав названия частей анализатора, соответствующие из описанным функциям.
Ответ:
Функции |
||
Преобразование энергии внешних разражителей в систему нервных импульсов |
Проведние нервных импульсов в мозг |
В первичных сенсорных центрах-формирование ощущуений, во вторичных-формирование образов воспринятых предметов в пределах одной модальности, а в третичных-в пределах разных модальностей |
Части анализатора |
||
Рецептор |
Проводящие пути |
Кора головного мозга |
216. Вставьте в текст нужное слово (слова).
Ответ:
Рыбы могут увидеть приближающиюся моторную лодку, услышать ее шум, но соединить эти образы в единое восприятие не могут. Это говорит об отсутствии третичных сенсорных зон мозга.
217.Определите, к физическим или психорлогическим иллюзиям можно отнести следующие.
1) «Увеличение» скорости движения инфузорий во столько раз, во сколько увеличивает микроскоп. (Вспомните формулу скорости: u=S/t, где S-путь (расстояние между двумя точками, которое под влиянием увеличения микроскопа зрительно становится больше) и t-время, котрое субъективно не меняется, смотрим мы в микроскоп или нет.)
Ответ:Физическая иллюзия
2) «Уменьшение» верхнего кружка восьмерки, если ее перевернуть.
Ответ:Психологическая иллюзия
218. Укажите, какой из трех типов иллюзий изображен на картинках а, б,в.
DC=BA Из трех одинаковых фигур правая Белые шарики на черном фоне
кажется выше кажутся ярче, чемна белом.
Ответ:
Иллюзия перспективы- б
Иллюзия контраста- в
Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизантальными- а
219. Сформулируйте устно, чем иллюзии отличаются от галлюцинаций.Приведите примеры.
Ответ:
Пример иллюзий: мираж
Пример галлюцинаций: «искры в глазх»
220.Прочитайте статью «Положение и строение глаза» (§ 49). Сделайте подписи к рисунку.
Ответ:
1- Сетчатка
2- склера
3- сосудистая оболочка
4- центральная ямка
5- слепое пятно
6- зрительный нерв
7- стекловидное тело
8- мышца глаза
9- роговица
10- хрусталик
11-радужная оболочка
12- ресничное тело
221. Прочитайте § 50 «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней». Заполните следующую таблицу.
Ответ:
Заболевание |
Причины |
Симптомы |
Лечение и профилактика |
Конъюнктивит |
Микробы, вирусы, аллергия |
Зуд, краснота глаз, боль, слезоточивость |
Личная гигиена -глаз |
Близорукость |
Нарушение гигены зрения |
Слабое зрение вдали |
Гигиена зрения |
Дальнозоркость |
Врожденное или нарушение гигиены |
Слабое зрение вблизи |
Гигиена зрения |
Катаракта |
Травма, отравление ртутью, радиоактивное излучение |
Помутнение хрусталика |
Гигиена зрения |
222. Прочитайте § 51 «Слуховой анализатор». Сделайте подписи к рисунку.
Ответ:
1- ушная раковина
2- слуховой проход
3- барабанная перепонка
4- молоточек
5- наковальная
6- полукружные каналы
7- улитка
8- слуховой нерв
9- преддверие с мешочками
10- слуховая труба
11-стремечко
223. Заполните таблицу «Строение и функции отделов уха».
Ответ:
Отдел уха |
Строение |
Функции |
Наружнее ухо |
Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка |
Восприятие звука, преобразование звуковых волн в механические колебания, защита |
Среднее ухо |
Слуховое косточки (молоточек,наковальня, стремечко) и слуховая труба |
Усиление колебаний |
Внутреннее ухо |
Костный лабиринт: улитка (орган слуха), преддверие и полукружные каналы(орган равновесия) |
Передача информации о звуке и равновесии к рецепторам |
224. Используя сведения, полученные в 7 классе, об эволюции органов слуха у позвоночных животных (учебник В.В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология.Животные. 7 класс», с. 231-233), дополните таблицу «Эволюция органов слуха у позвоночных животных».
Ответ:
Класс позвоночных |
Отделы уха |
Приспособление к среде обитания |
Рыбы |
Внутреннее ухо |
Внутренняя (ушная) и внешняя среда одинаковые- жидкие |
Земноводные, Пресмыкающиеся |
Среднее и внутреннее ухо |
Так как среда воздушная, косточки среднего уха преобразуют колебания воздушной среды. |
Млекопитающие |
Наружное, среднее и внутреннее ухо |
Наружнее ухо обуславливает появление стереофонического слуха |
225. Допишите,вставив необходимые слова, описание работы спирального органа.
Ответ:
Колебание перепонок круглого и овального окон приводит кк олебанию жидкости внутреннего уха.
Колебания воспринимаются расположенным в средней части канала спиральным орагном.
Слуховые рецепторы, находящиеся на основной мембране, колеблются вместе с ее частями, откликающимися на разную высоту.
Волоски рецепторных клеток касаются покровной пластинки и возбуждаются.
Возникшие возбуждения идут в слуховую зону коры.
В височной доле головного мозга происходит осмысливание полученной информации и определения ее источника.
226. Прочитайте статью «Гигиена органа слуха» (§ 51) и заполните таблицу.
Ответ:
Отдел уха |
Заболевание,его симптомы и возможные последствия |
Наружное ухо |
Закупорка наружнего слухового прохода, нарушение слуха |
Среднее ухо |
Воспаление, боль, заложенность ушей. Может привести к нарушению подвижности слуховых косточек и потере слуха. |
Внутреннее ухо |
Тугоухость |
227. Прочитайте § 52. Сделайте подписи к рисункам.
Ответ:
1 рис.:
1-улитка
2- преддверие с желудочками
3- полукружные каналы
2 рис.:
1- мешочек
2- оболочка
3- полукружный канал
4- известковые кристаллики
5- нервные волокна
6- известковые кристаллики
7- волосковые клетки
228. Объясните, почему рецепторы вестибулярного аппарата обладают слабой способностью к адаптации.
Ответ: Слабо выраженная адаптация рецепторов вестибулярного аппарата к изменениям является надежной основой для контроля за положением тела человека в пространстве.
229. Прочитайте § 52 и ответьте на вопросы.
1) Почему, если прокатать болт между ладонями обеих рук и между подушечками пальцев, в последнем случае рельеф предмета ощущается лучше?
Ответ: Количество рецепторов на подушечках пальцев больше.
2) Почему опасно вдыхать запах табачного дыма, бензина, аммиака, различных препаратов, употребляемых в химчистке, и других летучих веществ?
Ответ: Они могут повредить слизистую оболочку носа
3) Из какиз компонентов складываются вкусовые ощущения?
Ответ: Горькое, кислое , сладкое, соленое
4) Почему при насморке вкусовые ощущения слабее?
Ответ: В синтезе вкуса пищи принимают многие рецепторы, в том числе и обонятельные.
230. Боль является сигналом о серьезном нарушении гомеостаза. Болевые сигналы имеют «высший приоритет» среди всей информации, получаемой человеком. При их появлении происходит торможение других видов деятельности, и запускаются оборонительные программы поведения». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения.
Ответ: Да, так как боль является важным сигналом об опасности- нарушении целостности тканей, которые могут угрожать жизни.