§ 8-9. Мир художественной культуры Возрождения
1. Завершите заполнение таблицы "Культура эпохи Возрождения" (с. 32 рабочей тетради).
2. В Библии есть рассказ о могучем предводителе филистимлянского войска гиганте Голиафе, который хотел покорить народ Израиля.Спасителем народа Израиля стал юный Давид. Согласно библейскому тексту Давид был не воином, а простым пастухом: "И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого филистимлянина, чтобы сразиться с ним; ибо ты еще юноша, а он воин..." Однако Давид не испугался и сразил врага камнем, метко пущенным из пращи. В 1504 г. Микеланджело изваял мраморную статую Давида ( ее высота 5,5 м), которую горожане установили на главной площади Флоренции. Рассмотрите изображение Давида, каким увидел его скульптор (с. 79 учебника). Запишите, что в изображении Давида: а) напоминает нам о сюжете Библии. Почему? б) противоречит библейскому рассказу.
- Ответ: а) Праща, которую держит в правой руке и камень, вложенный в пращу и зажатый левой рукой. б) Библейский Давид был почти мальчиком, физически слабым, а Микеланджело изобразил статного высокого юношу.
3. Как вы думаете, почему в начале Нового времени усилился интерес человека к окружающему миру? Ответ запишите.
- Ответ: Последовавшее за географическими открытиями бурное развитие экономики привело к потребности точных знаний во многих областях человеческой жизни.
4. Перед вами два знаменитых памятника эпохи Возрождения: собор Святого Петра в Риме, возведенный по проекту Микеланджело, и конная статуя Коллеони в Венеции, выполненная художником и скульптором Вероккио. Оба памятника неоднократно служили образцами для мастеров культуры. 1) Вспомните архитектурные постройки и скульптуры Возрождения, имеющие нечто сходное с собором Микеланджело и статуей Вероккио. Запишите их названия. 2) Посмотрите книги, альбомы, интернет-ресурсы по отечественному искусству XIX в. Несомненно, вы найдете в них памятники, находящиеся в российских городах, которые также имеют общие черты со знаменитыми творениями мастеров Возрождения. А теперь подумайте и запишите ответ на вопрос: "В чем произведения Микеланджело и Вероккио могли служить образцами для современников и потомков?"
- Ответ: 1) Базилика Сан-Лоренцо, Темпьетто, Палаццо дель Те, собор Сан-Джордже Маджоре, церковь Иль Реденторе, театр Олимпико, памятник кондатьеру Гаттамелате. 2) Монументальность, выразительность, пластичность, знание анатомии, перспективы, четкое соблюдение пропорций и геометрии произведения, жизненная сила образов.
5. В начале XVI в. Рим заменяет угасающую Флоренцию, становится художественным центром Италии и необыкновенно хорошеет. Знаменитые мастера, приглашаемые папами из других городов, украшают его величественными памятниками и архитектурными ансамблями. Перенесемся в 1512 г. и, смешавшись с толпой горожан, совершим небольшое путешествие по Вечному городу: поспешим посмотреть вновь открытую Сикстинскую капеллу, в которой только что закончил роспись Микеланджело. Прочитайте помещенный ниже рассказ об этом путешествии. Будьте внимательны: в тексте вкрались ошибки, которые вам предстоит найти, используя свои знания, умение рассуждать и работать с картой. Подчеркните их. Сделайте необходимые исправления в тексте рассказа. На карту Рима (с. 41 рабочей тетради) нанесите маршрут, которым шли герои рассказа.
-
- Ответ: Тихое осеннее утро взбудоражено волной слухов и пересудов, несущихся из Ватикана. "Весть об открытии капеллы распространилась по всему свету, и со всех сторон сбегались люди..." — писал знаменитый биограф Джорджо Ва-зари. Еще бы! Не каждый день случается полюбоваться покоями папских дворцов (капелла предназначалась для проведения важнейших церковных церемоний). Но сегодня это возможно.
Толпы народа направляются к Сикстинской капелле, возведенной по приказу папы Сикста IV в 80-е гг. (построена в 1473-1481 гг.) XV в. Вместе с жителями предместий войдем в Вечный город и мы.
Наш путь лежит по самой знаменитой римской торговой и военной дороге — Виа Аппиа, превращенной ныне в городскую магистраль (это пригородная дорога). Наше путешествие пройдет через древний центр города к Ватикану, папской резиденции па берегу Тибра.
Наиболее быстроногие уже миновали Палатин. Справа (слева) памятники Средневековья (античности) : термы Каракаллы и Колизей, где проходили театральные представления (термы - это бани, а в Колизее устраивались гладиаторские бои). Их камни видели постановки Аристофана и Еврипида . Колизей сильно пострадал не только от времени: при строительстве Палаццо Венеция использовали камень Колизея в качестве строительного материала.
Наш дальнейший путь лежит между излучиной Тибра справа (слева) и Капитолием слева (справа). На капитолийской равнине хорошо различим дворец Консерваторов. Здесь в 1471 г. появился первый в Европе общедоступный музей — коллекция античной скульптуры.
Но сейчас некогда любоваться замечательными произведениями! Мы торопимся дальше через почти пустое Марсово поле (Пантеон появится много позднее (построен задолго до этих событий)) к переправе. Нам надо на другую сторону Тибра. Туда, в Ватикан, перенес Сикст IV (Григорий XI) резиденцию пап. Он ( Николай V) приказал реставрировать античный мост Адриана, ведущий к замку Святого Ангела, убрать с него все лавки торговцев (убрали старую триумфальную арку у выхода и восстановили обрушенные перила).
Минуем мост— и мы в Ватикане. В чистом прозрачном воздухе отчетливо виден купол собора Святого Петра (купол собора начали возводить только в 1546 году). Кругом идут строительные работы: племянник Сикста Щ папа Юлий II, захотел соединить летнюю резиденцию пап с Сикстинской капеллой. В 1508 г. по его приказу Микеланджело начал расписывать фресками потолок капеллы и трудился над выполнением этой сложнейшей задачи более 10 лет (более 4 лет). Войдем вместе с горожанами в капеллу. Чтобы рассмотреть роспись плафона, надо высоко поднять голову. В изумлении застыли люди, разглядывая титанические фигуры, воскресающие эпизоды Библии: «Отделение света от тьмы», «Сотворение человека», «Жертвоприношение Ноя», «Потоп» (9 сцен). Величественные росписи поражали воображение, наполняли душу смятением и восторгом. Насладившись лицезрением фресок, горожане спешили домой, чтобы рассказать тем, кто еще здесь не был, об удивительном ансамбле.
6. Какие научные открытия и технические изобретения, сделанные в XVI-XVIII вв., не потеряли своего значения и в наше время? Ответ запишите. Подчеркните названия научных открытий и изобретений, которыми вы пользуетесь.
- Ответ: Многие открытия в разных отраслях актуальны и по сей день или дали начало новым открытиям и изобретениям (микроскоп, очки, ручные часы, книгопечатание и т. д.).