1. Заполните пропуски в схеме.
Возрождение |
|
Раннее (начало XVI - последняя четверть XV) | Высокое (конец XV - начало XVI) |
2. Каковы особенности эпохи Возрождения?
А) Все большее распространение религиозного взгляда на мир.
Б) Опора на достижения культуры Античности.
В) Распространение научных знаний.
Г) Провозглашение отказа от прославления земной жизни, радости и удовольствия.
Д) Внимание к человеческой личности, вера в силы самого человека.
Е) Провозглашение смирения и аскетизма.
3. Перед вами галерея портретов людей эпохи Возрождения. 1) Внимательно рассмотрите эти произыедения и постарайтесь доказать, что эти люди - представители эпоки Возрождения. Запишите свои размышления. 2) Выбирите один из портретов (возможно, это будет изображение, которое вы увидели в учебнике или альбоме, посвященном искуству Возраждения). Сочините и запишите внутренний монолог героя (то, что человек думает, но не произносит вслух), чтобы из него мы узнали биографию изображенного на полотне, его характер, профессию, увлечения и т. д.
4. Философов Возраждения называют гуманистами. Прочитайте их высказывания и выполните задания: 1) Выпишите из каждого высказывания законченную мысль так, чтобы получился один общий текст - гимн человеку эпохи Возрождения; 2) Одной линией подчеркните в полученном тексте то, что согласуется с вашими представлении о человеке, двумя линиями (жирный шрифт) - с чем вы хотели бы поспорить. Обсудите свою точку зрения с одноклассниками.
"Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах" (Франческо Гвиччардини)
"Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый - средоточие мира, человек всегда центр мира" (Леонардо да Винчи)
"Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь" (Пико делла Мирандола)
"Человек измеряет небо и землю... Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким... А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал" (Марсилио Фичино)
" Наш век (XV. - Авт.) столь счастлив и столь богат великими и блистательными умами, что нет у него оснований завидовать ни древним, ни даже тем, быть может, что будут после нас. Ибо он породил людей, выдающихся в познаниях и в науках, и других, открывших вещи, весьма полезнае и служащие украшению человеческой жизни, и таких, наконец, которые, пересекая моря, проникли в края и страны, неведомые прежним народам" (Серторио Кваттромани)
"Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими" (Бернардино Толезио)
5. Начните заполнение таблицы "Культура эпохи Возрождения".
Область культуры | Деятель культуры, страна | Произведения, идеи |
Литература | Эразм Роттердамский, Роттердам | "Похвала глупости", "Разговоры запросто" |
Литература | Томас Мор, Англия | "Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" |
Литература | Франсуа Рабле, Франция | "Гаргантюа и Пантагрюэль" |
Живопись | Леонардо да Винчи, Франция | "Мадонна с младенцем", портер Моны Лизы и т.д. |
Поэзия, скульптуры | Микеланджело Буонарроти, Флоренция | Скульптура "Давид", стихи посвященные возлюбленной |
Живопись | Рафаэль Санти, Италия | "Мадонна Конастабиле", "Сикстинская мадонна" |
6. 1) Установите соответствие между произведением и его автором: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. Будьте внимательны: не все произведения, находящиеся в первом столбце, принадлежат указанным авторам. 2) Соотнесите авторов с краткими сведениями о них, вписав в квадрат рядом с именем соответствующую цифру. Будьте внимательны: краткие сведения об авторах превышают их число.
Краткие сведения об авторах
1) Став государственным канцлером, гневно осуждал тех, кто проводил огораживание.
2) Австрийский писатель С. Цвейг назвал его славой и светочем своего столетия.
3) Работал более 20 лет над литературно-философским произведением, представлявшим собой собрание рассуждений на темы философии и морали с большим количеством цитат из сочинений античных авторов.
4) Прожил бурную жизнь: был и монахом, и врачом, и приходским священником, изучал латинский и греческий языки, римское право, естественные науки, занимался археологическими раскопками в Италии.
Произведение | Автор |
А) "Гаргантюа и Пантагрюэль" Б) "Похвала Глупости" В) "Король Лир" Г) "Остров Утопия" Д) "Разговоры запросто" |
1) Эразм Роттердамский [2] 2)Томас Мор [ ] 3) Франсуа Рабле [4] |
А | Б | В | Г | Д |
3 | 1 | - | 2 | 1 |
7. Прочитайте отрывки из книги французского гуманиста Мишеля Монтеня "Опыты" и письменно ответьте на вопросы: 1) Как вы думаете, почему книга, написанная в XVI в., широко издается в XXI в. и находит своих читателей? 2) Какие ценности, по мнению автора, должны быть заложены в воспитании и обучении детей? 3) Какими душевными качествами, с точки зрения Монтеня, должен обладать порядочный человек? Выскажите свое отношение к позиции автора.
О праздности. Как пустующая земля, если она жирна и плодородна, зарастает тысячами видов сорных и бесполезных трав, и, чтобы заставить ее служить в наших целях, необходимо сначала подвергнуть ее обработке и засеять определенными семенами... так же и с нашим умом. Если не занять его определенным предметом, который держал бы его в узде, он начинает метаться из стороны в сторону, то туда, то сюда, по бескрайним полям воображения.
О лжецах. ...Лживость — гнуснейший порок. Только слово делает нас людьми, только слово дает нам возможность общаться между собой.
О воспитании детей. ...Знать наизусть еще вовсе не значит знать; это — только держать в памяти то, что ей дали на хранение. А тем, что знаешь по-настоящему, ты вправе распорядиться, не оглядываясь на хозяина, не заглядывая в книгу. Ученость чисто книжного происхождения — жалкая ученость! Я считаю, что она украшение, но никак не фундамент...
Пусть совесть и добродетели ученика находят отражение в его речи и не знают иного руководителя, кроме разума. Пусть его заставят понять, что признаться в ошибке, допущенной в своем рассуждении, даже если она никем, кроме него, не замечена, есть свидетельство ума и чистосердечия, к чему он в первую очередь и должен стремиться; что упорствовать в своих заблуждениях и отстаивать их — свойства весьма обыденные, присущие чаще всего низменным душам, и что умение одуматься и поправить себя, сознаться в своей ошибке в пылу спора — качества редкие, ценные и свойственные философам.
...Пусть наш юноша научится не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь. Пусть он претворяет их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своем поведении, ум и изящество в речах, стойкость в болезнях, скромность в забавах, неприхотливость в питье и пище... умеет ли соблюдать порядок в своих домашних делах. Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.
О существующем среди нас неравенстве. Надо судить о человеке по качествам его, а не по нарядам... Пусть он отложит в сторону свои богатства и звания и предстанет перед вами в одной рубашке. Какая душа у него? Прекрасна ли она, одарена ли способностями и всеми надлежащими качествами? Ей ли принадлежит ее богатство или оно заимствовано?
О пьянстве. Среди других прегрешений пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным... Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его и поражает тело.
О суетности. В истинной дружбе — а она мне известна до тонкостей я отдаю моему другу больше, чем беру у него. Мне больше по душе, когда я сам делаю ему добро, чем когда он делает его мне; и больше всего добра он делает мне тогда, когда делает его самому себе.