1. Прочитайте высказывание немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), письменно выполните задание и ответьте на вопросы: 1) Почему XVIII век получил название "век Просвещения"? 2) Что понимает И. Кант под "несовершеннолетием человека"? 3) Приведите примеры, кто "руководил рассудком человека" в период его "несовершеннолетия". 4) Какой смысл вкладывает И. Кант в понятие "Просвещение"?
Если задать вопрос, живём ли мы теперь в просвещённый век, то ответ будет: многого недостаёт для того, чтобы люди при сложившихся в настоящее время обстоятельствах в целом были уже в состоянии или могли оказаться в состоянии надёжно и хорошо пользоваться собственным рассудком... Но имеются явные признаки того, что им теперь открыта дорога для совершенствования в этом, препятствий же на пути к просвещению... становится всё меньше и меньше. В этом отношении наш век есть век Просвещения. <...>
Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого... Имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения... Отказаться от просвещения для себя лично и тем более для будущих поколений означает нарушить и попрать священные права человечества...
2. Заполните таблицу.
Мыслители эпохи Просвещения | Основные идеи их учения и главные ценности |
Джон Локк (1632-1704) | Создал учение о естественных, прирожденных правах человека: жизнь, свободу и собственность; Говорил о необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной |
Шарль Луи де Секонд, барон де Монтескье (1689-1755) | Изложил политические взгляды в книге " О духе законов"; Развил учение Локка о разделении властей |
Вольтер (1694 - 1778) | Положил начало "волотерьянству" свободомыслию и вольнодумству |
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) | Учение о том,что власть принадлежит всему народу |
Адам Смит (1723 - 1790) | Выступал за свободу торговли землей; Утверждал, что главным источником богатства является труд |
3. Установите соответствие между именами просветителей и идеями, высказанными ими: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. Будьте внимательны: одному и тому же просветителю могут принадлежать две идеи.
Просветители | Высказанные ими идеи |
А) Дж. Локк Б) Вольтер В) Ш. Монтескье Г) Ж.-Ж. Руссо Д) А. Смит |
1) "Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле" 2) "Люди являются... по природе свободными, равными и независимыми" 3) "Что касается богатства - ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один - настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя" 4) "Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем" 5) "Каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью" 6) "Самое счастливое для людей, когда государь - философ" 7) "Труд есть неизбежная обязанность общественного человека" 8) "Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении... были соединены эти три власти..." |
А | Б | В | Г | Д |
2 | 1,6 | 4,8 | 3 | 5,7 |