Тип Членистоногие
100. Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит тело рака? Подпишите их названия.
- Ответ:
101. Напишите названия конечностей рака, обозначенных цифрами.
- Ответ:
102. Рассмотрите рисунок, цветными карандашами раскрасьте кровеносную, пишеварительную, дыхательную и нервную системы, подпишите их.
- Ответ:
103. Заполните таблицу.
- Ответ:
104. Что такое линька? Какова ее роль в жизни членистоногих?
- Ответ: Линька - смена хитинового покрова.
105. Заполните таблицу.
- Ответ:
Класс ПАУКООБРАЗНЫЕ
106. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей тела паука, обозначенных цифрами.
- Ответ:
107. Дайте характеристику класса паукообразных.
- Ответ: Тело разделено на два отдела. На головогруди находится 6 пар конечностей. Особое развитие получает надглоточный нервный узел - гоовной мозг. Глаза простые. Усики отсутствуют. Дышат с помощью легких и трахей. Кровеносная система не замкнута. Пищеварение у пауков частично внекишечное. Оплодотворение внутреннее, развитие без превращения или с неполным превращением - у клещей.
108. Изучите таблицу "Класс Паукообразные. Строение паука". Раскрасьте цветными карандашами системы внутренних органов паука, подпишите их. Какие функции они выполняют?
- Ответ:
109. Что такое паутина?
- Ответ: Это затвердивающий на воздухе секрет желез, состоящий в основном из белка, близкого к шелку, но значительно более прочного.
110. Какие особенности строения и поведения паука-крестовика связаны с наземным образом жизни?
- Ответ: Паук-крестовик ведет наземный образ жизни. На спинной поверхности брюшка у него рисунок в виде креста. Тело покрыто слоем воска, который предотвращает испарение воды. Головогрудь покрыта толстым и прочным головогрудным щитом, в передней части которого расположены восемь простых глаз и ротовые органы, а именно: первая пара - челюсти, вторая пара - ногощупальца, на которых имеются чувствительные волоски, входящие в состав органов осязания. Пауки питаются насекомыми, ловят добычу с помощью паутины.
111. Заполните таблицу.
- Ответ:
Класс НАСЕКОМЫЕ
112. Рассмотрите рисунок. Подпишите название частей тела жука, обозначенных цифрами.
- Ответ:
113. Дайте характеристику класса насекомых.
- Ответ: Тело состоит из трех отделов (голова, грудь, брюшко). На голове располагаются одна пара сложных глаз, иногда простые глаза, ротовой аппарат, образованный видоизмененными конечностями, одна пара усиков. Грудь несет три пары ходильных ног, у большинства - крылья. Дыхание осуществляется с помощью трахей, пронизывающих все тело. Кровеносная система не замкнута. Развитие у многих форм сопровождается сложным превращением личиночной стадии во взрослый организм. По образу жизни встречаются летающие, бегающие, роющие и плавающие насекомые.
114. Рассмотрите рисунки. Выпишите черты сходства и различия изображенных животных.
- Ответ:
-
115. На рисунке цветными карандашами раскрасьте системы внутренних органов насекомого и напишите названия органов, которые их составляют.
- Ответ:
116. Рассмотрите рисунок. Напишите названия органов насекомого, обозначенных цифрами.
- Ответ:
117. Заполните таблицу.
- Ответ:
118. Как происходит развитие бабочки?
- Ответ: Бабочка развивается с полным превращением, включающим четыре стадии. Вначале самка бабочки откладывает яйца, из которых вскоре появляются личинки (гусеницы). В этой форме насекомое проводит большую часть жизни. Когда гусеница достигает соответствующего возраста и размера, она перестает питаться и строит кокон из выделяемой особыми железами нити. В коконе начинается очередной этап превращения - стадия куколки. Однако внутри кокона происходят интенсивные метаболические процессы, формирующие взрослое насекомое.
119. Назовите и охарактеризуйте типы развития насекомых.
- Ответ: У всех насекомых развитие непрямое, превращение может быть полное и неполное. Полное - из яйца развивается личинка, она питается, растет, затем превращается в покоящуюся стадию куколку, внутри которой происходит полная перестройка всех органов, из куколки выходит взрослое насекомое (имаго). Характерно для бабочек, жуков, комаров. Неполное - стадия куколки отсутствует. Характерно для кузнечиков, тараканов, стрекоз.
120. Пользуясь рисунком, расскажите о развитии кузнечика. Как называется такой тип развития?
- Ответ:
121. Заполните таблицу.
- Ответ:
122. Каково значение насекомых для человека?
- Ответ: Опыление растений, участие в почвообразовательных процессах и хозяйственной деятельности человека, переносчики заболеваний.
123. Выполните лабораторную работу "Внешнее строение насекомого".
1) Рассмотрите внешний вид майского жука. Определите его размеры, окраску частей тела. Сделайте рисунок.
- Ответ:
2) Из скольких отделов состоит тело жука?
- Ответ: Тело жука состоит из трех отделов - головы, груди, брюшка. При этом грудь состоит из 3 члеников, а брюшко - из 8.
3) Рассмотрите голову жука. Какие органы на ней расположены? Сделайте рисунок.
- Ответ:
4) Рассмотрите грудной отдел жука. Какие органы здесь расположены? Сколько пар конечностей?
- Ответ: Грудной отдел жука включает в себя глотку, пищевод (у некоторых насекомых имеется расширение - зоб), слюнная железа, 3 пары конечностей.
5) Рассмотрите крылья жука. Чем они отличаются и почему?
- Ответ: У жуков 2 пары крыльев - верхние и нижние. Верхние придают устойчивость при полете и защищают нижние.
6) Рассмотрите конечность насекомого. Из скольких элементов она состоит? Нарисуйте ее.
- Ответ:
7) Рассмотрите брюшко жука. С помощью лупы найдите дыхальца. Посчитайте, из скольких члеников они состоят.
- Ответ: Дыхалец у майского жука 9 пар. Они расположены на члениках груди и брюшка.