Класс Птицы
152. Зарисуйте схему внешнего строения птицы, подпишите основные части тела. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с ее способностью к полету?
- Ответ:

153. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей пера, обозначенных цифрами.
- Ответ:

154. Изучите таблицу "Класс Птицы. Строение голубя". Рассмотрите рисунок. Напишите названия костей скелета птицы, обозначенных цифрами.
- Ответ:

- 4. плечо
- 5. копчиковая кость
- 6. бедро
- 7. голень
- 8. цевка
- 9. пальцы
- 10. грудина с килем
- 11. шейный отдел позвоночника
155. Укажите особенности скелета, связанные с приспособленностью птиц к полету.
- Ответ: Преобразование передних конечностей в крылья, тонкие кости с обширными воздушными полостями.
156. Рассмотрите рисунок. цветными карандашами раскрасьте кровеносную систему птицы. Подпишите ее части. Укажите стрелками движение артериальной и венозной крови.
- Ответ:

157. Заполните таблицу.
- Ответ:

158. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия отделов головного мозга птицы.
- Ответ:
-

159. Опишите процесс двойного дыхания птицы.
- Ответ: При вдохе у птиц увеличивается оьъем полости тела и воздушные мешки расширяются, засасывая воздух. При этом воздух из легких насасывается в передние воздушные мешки, а воздух из внешней среды по трахее, бронхам идет в легкие и в задние воздушные мешки. При выходе объем полости тела уменьшается и под давлением внутренних органов воздух выдавливается из воздушных мешков. Содержащий много кислорода воздух из задних воздушных мешков нагнетается в легкие, а воздух из передних мешков, содержащий мало кислорода, но много углекислого газа, проталкивается в трахею и выводится наружу.
160. Рассмотрите рисунок. Подпишите части половой системы птицы, обозначенные цифрами.
- Ответ:

161. Опишите процесс размножения и развития птицы.
- Ответ: Яйцеклетки у птиц крупные, богатые желтком, созревают неравномерно. Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод. В верхней его части происходит оплодотворение. Стенки яйцевода сокращаются, проталкивая яйцо (оплодотворенную яйцеклетку) в сторону клоаки. При движении оно покрывается оболочками. Вначале яйцо покрывается белковой, потом двумя волокнистыми и затем скорлуповой оболочками. Яйцо попадает в клоаку и откладывается наружу. Зародыш в яйце развивается очень быстро. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца. При вылуплении птенец прорывает пергаментную оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. При помощи яйцевого зуба птенец разламывает скорлупу и выбирается из нее.
162. Выполните лабораторную работу "Внешнее строение птицы".
1) Рассмотрите внешнее строение птицы. Опишите форму ее тела, окраску оперения.
- Ответ: Тело птицы покрыто перьями, передние конечности видоизменены в органы полета - крылья. Ноги птицы массивны, имеют четыре отдела: бедро, голень, цевку и 4 пальца. У птицы на голове имеется клюв, глаза. Форма тела обтикаемая. Цвет перьевого покрова маскировочный.
2) Сделайте рисунок и подпишите части тела птицы.
- Ответ:
-

3) Рассмотрите голову птицы. Какие органы на ней расположены?
- Ответ: Глаза, ушные отверстия (прикрыты перьями - только среднее ухо), клюв, ноздри.
4) Рассмотрите конечности птицы. Каковы особенности их строения?
- Ответ: Для полета служат видоизмененные передние конечности - крылья. Ноги птиц имеют 4 отдела: бедро, голень, цевку и пальцы. Обычно ноги четырехпалые.
5) Рассмотрите перьевой покров птицы. Сделайте рисунок различных типов перьев.
- Ответ:

6) Зарисуйте схему строения контурного пера. Подпишите его части.
- Ответ:

7) Какие особенности внешнего строения птицы связаны с ее приспособленностью к полету?
- Ответ: Преобразование передних конечностей в крылья.
163. Рассмотрите рисунки. Напишите названия экологических групп, к которым относятся изображенные птицы.
- Ответ: 1. Лесные птицы. 2. Птицы открытых пространств. 3. Птицы водоплавающие, водоемов и побережий. 4. Добывающие корм в воздухе. 5. Дневные хищные птицы.