20) Дайте определение
Ответ: Орган – это часть тела, выполняющая определенные функции.
21) Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами
Ответ:
1 – цветок
2 – стебель
3 – лист
4 – корень
5 – плод
22) Заполните таблицу «Органы цветкового растения»
Ответ:
Орган |
Функции |
Цветок |
Орган размножения |
Стебель |
Транспортирует органические вещества вниз и неорганические вещества вверх |
Лист |
Осуществляет процессы дыхания и фотосинтеза |
Корень |
Закрепляет растение в почве, всасывает минеральные вещества |
Плод |
Защитная «оболочка» оплодотворенным семенем |
23) Нарисуйте схемы стержневой и мочковатой корневых систем
Ответ:
24) Напишите, у каких растений:
Ответ: а) стержневая корневая система – фасоль, одуванчик, люпин и др.
б) мочковатая корневая система – рис, пшеница, лук и др.
25) Рассмотрите рисунок. Подпишите виды корней, обозначенные цифрами
Ответ:
1- придаточный корень
2 – боковые корни
3 – гланый корень
26) Заполните таблицу «Особенности строения корня растения»
Ответ:
Зоны корня |
Особенности строения |
Значение для растения |
Проведения |
Древесина и луб |
Транспортировка минеральных веществ из корня в листья и органы веществ обратно |
Всасывания |
Клетки образуют корневые волоски |
Всасывание минеральных веществ |
Роста |
Клетки способны делиться |
Образование новых клеток |
Зона деления |
Летки способны вытягиваться |
Рост корня |
Корневой чехлик |
Окружает зону деления |
Защищает зону деления от механического воздействия |
27) Рассмотрите рисунки. Назовите видоизменения корней, изображенные на рисунке. Заполните таблицу.
Ответ:
Видоизмененный корень |
Функции |
Растения |
1) Корнеплод |
Запасание питательных веществ |
Редис, морковь, свекла |
2) Корневые клубни |
Запасание питательных веществ |
Георгины |
3) Корни - прицепка |
Поднимает растения со слабым стеблем |
Плющ |
4) Дыхательные корни |
Снабжают кислородом подземные части растения |
Болотный киппарис |
5) Ходульные корни |
Снабжают кислородом подземные части растения |
Баньян |
28) Рассмотрите рисунок. Подпишите части побега, обозначенные цифрами
Ответ:
1 – лист
2 – междоузлие
3 – узел
4 – стебель
29) Рассмотрите рисунок. Подпишите части стебля, обозначенные цифрами
Ответ:
1 – сердцевина
2 – древесина
3 – камбий
4 – кора/луб
5 - пробка
30) Заполните таблицу «Строение стебля»
Ответ:
Часть стебля |
Тип ткани |
Функции |
Пробка |
Покровная |
Защита от механических повреждений, проникновения болезнетворных организмов, высыхания, механическая опора |
Луб |
Проводящая |
Транспортировка органических веществ |
Камбий |
Образовательная |
Образование новых клеток |
Древесина |
Проводящая |
Транспортировка минеральных веществ |
Сердцевина |
Ткань |
Запасающая |
31) Дайте определение
Ответ: Почка – это зачаточный побег.
32) Зарисуйте листовую и цветочную почки и подпишите их структуры
Ответ:
33) Рассмотрите рисунок. Подпишите его части. Какой лист изображен на рисунке?
Ответ: Простой лист
1 – черешок
2 - лист
34) Зарисуйте внутреннее строение листа и обозначьте его части
Ответ:
35) Дополните предложения
Ответ: В листе происходят сложные процессы дыхания, образования питательных веществ, испарения воды. У некоторых растений листья видоизменяются и выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса - защитная функция, усики гороха – опорная функция.
36) Рассмотрите рисунки на с. 24. Какими цифрами обозначены простые и сложные листья? Впишите цифры в соответствующие строки.
Ответ: Простые листья: 1;2;4;6;7;8
Сложные листья: 3;5;9;10
37) Рассмотрите рисунок. Подпишите части цветка, обозначенные цифрами
Ответ:
1 – рыльце 2 – столбик 3 – завязь с семяпочками 4 – лепестки 5 – цветоножка 6 – чашелистик 7 – лепестки 8 – тычиночная нить 9 – пыльник 10 – тычинка |
|
38) Рассмотрите рисунки цветков. Найдите на них цветоножку, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки, пестики (с завязью, столбиком и рыльцем) и раскрасьте каждую часть цветка одним цветом (например, чашечки - зеленым, венчики – жёлтым и т.д.
Ответ:
39) Зарисуйте схемы строения обоеполого и раздельнополого цветков
Ответ:
40) Дайте определение
Ответ: Соцветие – это верхняя часть стебля с более или менее сближенными цветками.
41) В чем заключается биологическое значение соцветии?
Ответ: Соцветия необходимы растениям для привлечения насекомых. Это повышает вероятность опыления насекомыми.
42) Заполните таблицу «Типы соцветий»
Ответ:
43) Заполните схему «Классификация плодов»
Ответ:
Плоды |
|||
Сухие |
Сочные |
||
Односемянные |
Многосемянные |
Односемянные |
Многосемянные |
Примеры: Ясень Одуванчик Подсолнечник |
Примеры: Горох Арахис Дурман |
Примеры: Персик Вишня Малина |
Примеры: Томат Крыжовник Арбуз |
44) Рассмотрите рисунки. Подпишите части зерновки кукурузы и семени фасоли, обозначенные цифрами
Ответ:
1 – почечка
2 – стебелек
3 – корешок
4 – семядоли
5 – эндосперм
45) Напишите, какие растения относят к двудольным, а какие – к однодольным
Ответ:
Однодольные: лук, ирис, пшеница, рис, камыш, осока, орхидеи, пальмы.
Двудольные: помидоры, дуб, яблоня.
46) Заполните схему «Органы покрытосеменных растений»
Ответ:
Органы |
||||||
Вегетативные |
Генеративные |
|||||
Корень |
Побег |
Цветок |
Плод |
Семена |
||
Стебель |
Листья |
Почки |
|
|||
Лабораторная работа
«Строение семян»
1) Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли. Сделайте рисунок.
Ответ:
2) С помощью препаровального ножа снимите семенную кожуру. Каково её значение для семени?
Ответ: Семенная кожура защищает семя и зародыш от неблагоприятных условий для развития.
3) Рассмотрите строение зародыша. Сделайте рисунок семени, подпишите его основные части.
Ответ:
4) Рассмотрите и опишите внешний вид зерновки пшеницы. Сделайте рисунок.
Ответ:
5) Препаровальной иглой попытайтесь снять покров зерновки
6) Пользуясь рисунком учебника и готовым препаратом «Зерновка пшеницы. Продольный разрез», который вы можете рассмотреть с помощью лупы, сделайте рисунок «Строение зерновки пшеницы», подпишите основные части зерновки.
Ответ:
7) Сравните строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Найдите черты сходства и различия. Заполните таблицу.
Ответ: