141) Дайте определения
Ответ: Клетка – это единица строения сего живого.
Ткань – это группа клеток, схожих по строению и выполняемым функциям.
Орган – это обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определенную функцию в живом организме.
Система органов – это группа органов, выполняющих в организме схожие функции и работающих вместе.
142) Перечислите уровни организма, начиная с нервной клетки.
Ответ: Нервная клетка – нервная ткань – мозг – нервная система.
143) Рассмотрите рисунки. Назовите причины угнетения роста и гибели растений. Выразите свое отношение к фактам, изображенным на рисунках. Приведите примеры из окружающей вас среды, доказывающие, что все части растения взаимосвязаны.
Ответ: Это паразиты. Они используют органические вещества растения. При этом ничего не отдавая взамен. В результате, растение испытывает недостаток органических веществ и гибнет. Не важно, на какой части растения поселился паразит: корень, ствол, стебель, листья и др. се части растения взаимосвязаны и при поражении одной, начинают чахнуть другие. Проводящая система растения едина и взаимосвязана.
*Тренировочные задания
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
А1) Питание – это процесс
Ответ:
1) Получения организмом веществ и энергии
2) выделения кислорода
3) выделения кислорода и поглощения углекислого газа
4) образования углекислого газа
А2) Пищеварение – это процесс
Ответ:
1) Получения пищи
2) механической и химической переработки пищи
3) выделения кислорода и поглощения углекислого газа
4) получения кислорода
А3) При дыхании организм выделяет
Ответ:
1) кислород
2) углекислый газ
3) азот
4)озон
А4) Лист получает углекислый газ через
Ответ:
1) чечевички
2) жилки листа
3) устьица
4) клетки камбия
А5) Движение органических веществ у растений осуществляется по
Ответ:
1) сосудам
2) капиллярам
3) ситовидным трубкам
4) венам
А6) Кровь движется от сердца по
Ответ:
1) венам
2) полостям
3) артериям
4) капиллярам
А7) Выделение у позвоночных животных осуществляется через
Ответ:
1) зелёные железы
2) устьица
3) кожу
4) кожу, легкие и почки
А 8) У дождевого червя выделение осуществляется через
Ответ:
1) сократительные вакуоли
2) устьица
3) нефридии
4) почки
А 9) К теплокровным животным относятся
Ответ:
1) рыбы
2) земноводные
3) рептилии
4) млекопитающие
А 10) Наружный скелет не имеют
Ответ:
1) малюски
2) рыбы
3) насекомые
4) ракообразные
А 11) Внутренний скелет имеет
Ответ:
1) рак
2) кролик
3) амёба
4) жук
А12) С помощью ресничек передвигается
Ответ:
1) амёба
2) эвглена зелёная
3) хлорелла
4) инфузория
А 13) Нервная система впервые появляется у
Ответ:
1) позвоночных
2) плоских червей
3) кишечнополостных
4) кольчатых червей
А 14) У насекомых нервная система
Ответ:
1) сетчатая
2) лестничная
3) представлена брюшной нервной цепочкой
4) отсутствует
А 15) В бесполом размножении
Ответ:
1) участвует одна особь
2) одна и та же особь выполняет роль обоих родителей
3) участвуют две особи
4) несколько особей попеременно выполняют роль одного из родителей
А 16) К животным – гермафродитам относится
Ответ:
1) аскарида
2) воробей
3) дождевой червь
4) озёрная лягушка
А 17) Женская половая клетка – это
Ответ:
1) сперматозоид
2) зигота
3) яйцеклетка
4) яичник
А 18) Оплодотворение у покрытосеменных растений происходит
Ответ:
1) в пыльцевом зерне
2) в зародышевом мешке
3) на поверхности тычинок
4) в стенке завязи
А 19) Околоплодник (стенка плода) развивается из
Ответ:
1) зиготы
2) семенной кожуры
3) стенки завязи
4) оболочки пыльцевого зерна
А 20) Прорастание семени начинается с
Ответ:
1) деления клеток зародыша
2) поглощения им углекислого газа
3) поглощения им воды
4) усиленного поглощения им кислорода
А 21) Эндосперм это
Ответ:
1) часть зародыша
2) механическая ткань
3) часть корня
4) запасающая ткань семени
А 22) Бластула состоит из
Ответ:
1) одного слоя клеток
2) двух слоев клеток
3) трех слоев клеток
4) четырех слоев клеток
А 23) Непрямое развитие у
Ответ:
1) бабочки
2) паука
3) ящерицы
4) рака
*Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1) К органам выделения животных относятся
Ответ:
1) устьица
2) клетки эпидермы
3) нефридии
4) почки
5) чечевички
6) выделительные канальца
В2) К теплокровным животным относятся
Ответ:
1) лягушка
2) заяц
3) лев
4) змея
5) рыба
6) волк
*Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В3) Установите соответствие между органами и системами, к которым они относятся
ОРГАНЫ
А) почка
Б) сердце
В) мочеточник
Г) артерия
Д) вена
Е) мочевой пузырь
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
1) выделительная
2) кровеносная
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
В4) Установите соответствие между организмами и типами их скелетов
ОРГАНИЗМЫ
А) мидия
Б) рыба
В) краб
Г) жук
Д) лягушка
Е) голубь
ТИПЫ СКЕЛЕТОВ
1) внутренний
2) наружный
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
*Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий
В5) Установите последовательность этапов пищеварения у млекопитающих
А) основные процессы пищеварения пищи
Б) механическая обработка пищи
В) всасывание питательных веществ
Ответ:
Б |
А |
А |
Внеурочные лабораторные работы
Лабораторная работа
«Органические вещества семени»
1) Добавьте воды к небольшому количеству пшеничной муки и сделайте комочек теста
2) Заверните комочек теста марлю, опустите в стакан с водой и промойте его. Как изменилась вода в стакане?
3) Капните 1 – 2 капли раствора йода в стакан с чистой одой. Как изменился цвет воды?
4) Капните 1 – 2 капли раствора йода в стакан с водой, в котором промывали тесто
Как изменился цвет содержимого стакана?
Какой можно сделать вывод?
5) Положите семя подсолнечника между двумя листами белой бумаги. Тупым концом карандаша сильно надавите на семя.
Что произошло с бумагой?
Какой можно сделать вывод?
Лабораторная работа
«Строение цветка»
1) Опишите гербарный материал по плану:
Ответ:
а) название растения, которому принадлежит цветок
б) венчик (окраска и число лепестков)
в) чашечка (окраска и число чашелистиков)
г) тычинки и пестики (число)
2) Зарисуйте цветок и подпишите его части
Ответ:
3) С помощью пинцета отделите от цветка тычинку и пестик. Пользуясь лупой, рассмотрите их строение. Сделайте рисунок. Подпишите основные части тычинки и пестика.
Ответ:
Лабораторная работа
«Свойства кости»
1) Рассмотрите натуральную кость животного. Сделайте рисунок
Ответ:
2) Попробуйте растянуть или согнуть кость. Удалось ли вам это сделать?
*Какие вещества содержатся в кости?
*Какие свойства они ей придают?
Лабораторная работа
«Движение инфузории туфельки»
1) На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры инфузории
2) Накройте каплю покровным стеклом. Лишнюю воду уберите с помощью фильтровальной бумаги
3) Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив х20, окуляр х15)
4) Пронаблюдайте движение ресничек
5) Зарисуйте внешний вид инфузории
Ответ: