Главная5 классРусский языкРабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Невская С.И§2.Приобщение к морфологическому разбору имени существительного
НА ГЛАВНУЮ!

§2.Приобщение к морфологическому разбору имени существительного

Посмотрим, как проявляются его признаки в следующих предложениях.

  1. Зло рождает зло.
  2.  Его лицо зло.
  3.  Он посмотрел зло.

Во-первых, определим, какое грамматическое значение имеет слово зло в каждом из предложений.

  1. (Что?) Зло рождает(что?) зло. (предмет)
  2. Лицо(каково?) зло (злое)(признак предмета)
  3. Посмотрел(как?) зло. (признак действия).

Во-вторых, определим, какие морфологические признаки оно имеет, как изменяется.

  1. Зло, зла, злу...  (слово среднего рода, 2 склонения, изменяется по падежам).
  2. Лицо зло. Улыбка зла. Лица злы. (Слово изменяется по родам и числам; по падежам не изменяется).
  3. Посмотрел зло, посмотрела зло, посмотрели зло. (Неизменное слово, окончания не имеет. О- суффикс).

В-третьих, определим его роль в предложении.

  1. Подлежащее и дополнение.
  2. Сказуемое.
  3. Обстоятельство.

Вывод.:

  1. Зло – имя существительное.
  2. Зло- имя прилагательное (краткое).
  3. Зло – наречие.

4. Перепеши предложения, раскрыв скобки, и укажи, какой частью речи являются однокоренные слова. 

Приводим образец морфологического разбора имени существиельного. 

Роняет лес багряный свой УБОР.

 

Запиши три любые поэтические строки из любимых стихотворений и подчеркни в них слова, которые следует разобрать по предложенной схеме.

 

 

5. а) Прочитайте текст и подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль. Подчеркни существительные, живописующие раннюю весну. Уточни по толковому словарю лексическое значение слов ОТТЕПЕЛЬ, РАСПУТИЦА, РОСТЕПЕЛЬ. Какие из них являются синонинами?

Прочитай описание весны в семейном кругу.  Поделись впечатлениями, насколько точен, конкретен и образен язык писателя.

б) Выполни морфологический разбор слова КРЫШ из предложения

Начинаются капели с крыш.

 

ПЛАН РАЗБОР
1. Общее грамматическое значение  Слово крыш обозначает предмет
2. Морфологические признаки

 Начальная форма (н.ф.):

крыша женского рода, 1-го склонения.

Изменяется: по числам - крыша, крыши

по падежам - крыша, крыши, крыше

Множественное число, родительный падеж

3. Синтаксическая роль  В предложении является дополнением
4. Вывод Это имя существительное 

 

6. Внимательно рассмотри таблицу. Дополни первую колонку собственными прмерами.

 

Морфологические признаки, которые выделяются при сравнении Слова или формы слов, которые сравниваются
1. Нарицательное - собственное

река - Волга;

озеро - Байкал;

горы - Урал

2. Неодушевленное - одкшевленное

река - рыба;

озеро - утка;

горы - животные;

лес - заяц

3. Род: женский - мужской - средний

река - мост - озеро;

книга - шкаф - знание;

мать - отец - дитя;

природа - дятел - дерево

4. Склонение:

1-е, 2-е, 3-е

река - мост - ночь;

мама - отец - дочь;

лиса - волк - мышь;

вода - лёд - степь

5. Число:единственное - множественное

река - реки;

нога - ноги;

стол - столы;

меч - мечи

6. Падеж

Им. -Род. -Дат. -Вин.-Твор.-Предл.

река- реки - реке - реку - рекой - (о) реке

книга - книги - книге - книгу - книгой - (о) книге

Сформулируй самостоятельно на основе материала таблицы вывод, какие из указанных признаков имени существительного являются постоянными, а какие  -  непостоянными.

 

 

7. Распредели слова в две колонки.  При анализе учитывай общее грамматическое значение слов и их морфологические признаки.

   Восстать, восстание;  двигать, движение;  изучать, изучение;  запомнить, запоминание;  выдохнуть, выдох;  вдохнуть, вдох;  восклицать, восклицание;  рассуждать, рассуждение;  высказывать, высказывание.

 

Имена существительные Глаголы
восстание восстать
движение двигать
изучение изучать
запоминание запомнить
выдох выдохнуть
вдох вдохнуть
восклицание восклицать
рассуждение рассуждать
высказывание высказывать

 

8. В каждой группе лишнее слово. Письменно объясни свой выбор.

I II III
синева желтеть беловатый
синька желтизна белизна
синий желток белёсый

 

Придумай свои 3 группы примеров и предложи товарищу выполнить задание:  найти лишнее слово, а сам подумай над примерами товарища.

 

 




Перейти к оглавлению