§14. Повторение
42. Подчеркни грамматические основы. Графически покажи синтаксическую роль существительного СЛОВО, укажи его падеж.
- Ответ.
43. Подчеркни грамматические основы, а также все существительные в роли второстепенных членов предложения.
- Ответ.
44. Вставь пропущенные буквы. Где возможно, графически объясни свой выбор.
- Ответ. Большой друг природы
- О Михаиле Михайловиче (м.р., 2-ое ск. П.п.) Пришвине и его жизни мы узнаём со страниц написанных им книг.
- Он родился в средней полосе России (ж.р., 1-ое ск., Р.п.) - В небольшом городе ( 2-е ск., П.п.) Ельце Орловской губернии (1-е ск., П.п.). Детство его прошло в дворянской усадьбе (1-е ск., П.п.). Дом утопал в зелени (3-е ск.) парка и прилегающего к нему сада с разнообразными культурными растениями.
- Много времени мальчик проводил на берегах речки (1-е ск. Р.п.), которые были покрыты зарослями плакучей ивы и камышом.
- Ещё с детстве ( 2-е ск., П.п.) научился Пришвин различать каждую травинку, слышать шёпот ветра и шорох листьев.
- Михаил Михайлович исходил с ружьём и записной книжкой всю страну. Он побывал на Урале (2-е ск, П.п.), в Сибири (3-е ск.) и Карелии (1-е ск.,Р.п.).
- Но большую часть жизни (3-е ск.) провёл он в дорогом его сердцу Подмосковье (1-е ск., П.п.). Пришвин открыл «кладовую солнца» в природе (1-е ск.,П.п.) и подарил её своим читателям.
- А ты читал его книги?
45. Какая форма слова является литературной? Чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к толковому словарю. Литературный вариант слова выпиши на поля, обозначь род, склонение и падеж.
- Ответ.
- плацкартом 1. Плацкартой или плацкартом(м.р., 2-е ск., Т.п.)?
- тюлем 2. Тюлью или тюлем (м.р., 2-е ск., Т.п.)?
- шампунем 3. Шампунью или шампунем(м.р., 2-е ск., Т.п.)?
- тапком 4. Тапкой или тапком (м.р., 2-е ск., Т.п.)?
- повидлом 5. Повидлой или повидлом (ср.р., 2-е ск., Т.п.)?
- Бандеролью 6. Бандеролью (ж.р., 3-е ск., Т.п.)или бандеролем?
- Туфлей 7. Туфлей (ж.р., 1-е ск., Т.п.) или туфлем?
46. а) Внимательно прочитай отрывок из стихотворения. Вставь пропущенные буквы. Обозначь обращения буквой О.
Какие из словосочетаний «прилагательное + существительное» уместны в роли общения? Подчеркни их.
- Ответ. От Аннушки маменьке при подарке альбома
- Маменьке миленькой,
- Красному солнышку,
- Сизой голубушке,
- Ангелу нежному,
- Верно-надежному,
- Чадохранителю,
- Слабые младости
- Путеводителю
- В день нашей радости,
- В день именин её, -
- Дочь её Аннушка
- Что скажет матушке?
- Всё моё - всё твоё!
- Чем дарить милую,
- Тешить родимую?
- Злато блестящее,
- Камни восточные,
- Ткани персидские -
- Всё проходящее,
- Если б имела я,
- Всё принесла бы к родной!..
- Радость, душа моя,
- Совесть и разум мой! -
- Так бы я молвила,
- К милой склонясь на грудь, -
- Все драгоценности,
- Света сокровища,
- Тленные, низкие,
- Ах, нет! Не будут ввек
- Должной наградою
- Тихой, заботливой
- матерней нежности,
- скорбей и горестей -
- Немощей тягостных!..
- Долг святой дочери
- к милым родителям,
- В жизни сей, в будущей, -
- Долг неоплатный есть!
- Ты даровала мне
- Жизнь и дыхание;
- Ты даёшь более -
- Мне воспитание!
- Ты была помочью,
- Первым учителем
- рук моих, ног моих,
- Взоров и голоса!
- Ты дала, маменька!
- Мыслям движение,
- Сердцу - влечение
- К доброму, лучшему, -
- К Богу парение!..
- Всё моё - всё твоё;
- Что же принесть тебе?
- Тешить родимую?
- Пусть бы пропела я,
- Пусть бы для радости
- В час поплясала я:
- Разве для маменьки
- Это подарочек?
- Сердце её надобно!
- Сердце - какое же?
- Доброе, милое,
- Так, как у ней самой!
- (А. Ф. Мерзляков)
б) Выбери из стихотворения А. Ф. Мерзлякова слова, которые ты использовал бы в обращении к своей маме, бабешке или тёте.
- Ответ. Маменьке миленькой,
- Красному солнышку,
- Сизой голубушке,
- Ангелу нежному...
в) Закончи определение.
- Ответ. Обращение - слово или словосочетание, называющее лицо (реже - предмет),к которому обращена речь.
г) Прочитай текст. Выбери обращения, которые употребляются в вашей семье, и запиши с ними три-четыре предложения.
А как обращались к близким людям в 18 веке? Тогда в языке употреблялись такие слова: батюшка, бачка, матушка, отец, родитель.
Герой трагедии Озерова «Фингал» произносит фразу: «Что делаешь, отец?» В связи с этим ревностный поборник чистоты русского языка литератор Шишков заметил: «Никогда не может языку нашему свойственно быть, чтобы сын или дочь, говоря с отцом своим или матерью, называли: отец, мать. Для возвышенного слога мы имеем и возвышенные слова: Родитель мой! Отче мой!
У нас не только в возвышенном слоге, но даже в простых разговорах сын вместо: здравствуйте, батюшка или матушка! Не скажет отцу: здравствуй отец! Или матери: здравствуй, мать! Самые крестьянские дети не говорят иначе отцам, как бачка»
- Ответ. 1) Мама, как прошел твой день на работе, что нового сегодня произошло?
- 2) Папа, подай, пожалуйста, ножик со стола.
- 3) Мамочка, ты моя самая лучшаяи любимая.
- (По книге академика В. В. Виноградова «Язык Пушкина»
Мы не считаем возможным рекомендовать тебе, какие существительные-обращения следует адресовать твоим близким.
Предлагаем лишь группы имён существительных, которые могут выступать в этой роли. Они взяты из современного «Словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова и «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля.