§ 11. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
27. Закончи формулировку правила и приведи примеры.
- Ответ. К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в И.п.,ед.ч. Пример: дядя, яблоня.
- Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием, среднего и мужского рода с окончаниями -о, -е в И.п., ед.ч. Пример: туман, озеро.
- К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием и имеющие мягкий знак на конце в И.п., ед.ч. Пример: мышь, ложь.
28. а) Определи, к какому склонению относятся существительные в следующих парах: ветка – ветвь; тетрадка – тетрадь; ёлка – ель; площадка – площадь.
- Ответ. ветка(1-ое ск) – ветвь(3-ье ск.); тетрадка(1-ое ск.) – тетрадь(3-ье ск.); ёлка(1-ое ск.) – ель(3-ье ск.); площадка(1-ое ск.) – площадь(3-ье ск.).
- И.п. - И.п./В.п.
б) Составь со словами из предыдущего задания словосочетания. Обозначь окончания, укажи склонение и падеж.
- Ответ.
29. Вставь пропущенные буквы. Объясни правописание гласных Е и И в окончаниях существительных.
- Ответ. 1. Лакома овца - к соли(3-ье ск, Д.п.), а коза – к воле(1-ое ск, Д.п.).
- 2. Птице(1-ое ск, Д.п.) ветка дороже золотой клетки(1-ое ск, Р.п.).
- 3. На чужой сторонушке (1-ое ск, П.п.) рад родной воронушке (1-ое ск, Д.п.).
- 4. На чужбине (1-ое ск, П.п.) и калач не в радость.
30. Вставь пропущенные буквы. Выполни морфологический разбор выделенного слова.
- Ответ. Пошёл он ко своей землянке, а землянки нет уж и следа.
- (А. С. Пушкин)
- Морфологический разбор
ПЛАН |
РАЗБОР |
1. Общее значение
|
Обозначает предмет |
2. Морфологические признаки |
Н.ф.: землянка
Постоянные: нарицательное; неодушевленное, ж.р. 1-ое ск.
Непостоянные: землянка - землянки
Здесь: в ед..ч. Р.п.
|
3. Синтаксическая роль |
Дополнение (чего?) |
4. Вывод. |
Это имя существительное |
31. Просклоняй существительные. Графически объясни выбор окончаний.
- Ответ.
- И. п. планетарий помещение лекция
- Р. п. планетария помещения лекции
- Д. п. планетарию помещению лекции
- В. п. планетарий помещение лекцию
- Т. п. планетарием помещением лекцией
- П. п. (о) планетарии (о) помещении (о) лекции
32. Вставь пропущенные буквы. Составь предложения или словосочетания, в которых на конце существительных нужно писать -ИИ.
в, быть, санаторий - быть в санатории
- Ответ.
- в, находиться, волнение - находиться в волнении
- на, расположиться, возвышение - расположиться на возвышении
- в, побывать, планетарий - побывать в планетарии
- на, присутствовать, лекция - присутствовать на лекции
- при, узнать, приближение - узнать при приближении
- в, участвовать, соревнование - участвовать в соревновании
- о, прибытие, узнать - узнать о прибытии
33. Вставь окончания. Графически объясни свой выбор.
- Ответ. Побывали на лекции в планетарии ;
- на экскурсии в картинной галерее;
- на читательской конференции ;
- в детской библиотеке ;
- на встрече с известным режиссёром в театре ;
- в спортивном зале ;
- на тренировке по гимнастике ;
- на просмотре кинокомедии ;
- на выставке пейзажной живописи ;
- на открытии фестиваля.
34. Вставь окончания. Обозначь признак, по которому одно из слов в каждой колонке является лишним.
- Ответ.
- На ветке (1 ск.) На собрании (-ие) На площади (3 ск.)
- на яблоне (1 ск.) на беседе (-ие) по дорожке (1 ск.)
- на ели (3 ск.) на сообщении (-ие) по тропинке (1 ск.)
- на рябине (1 ск.) на заседании (-ие) по аллее (1 ск.)
- на берёзе (1 ск.) на открытии (-ие) по улице (1 ск.)