43 (43). Основная мысль текста передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. Основная мысль первого текста заключена в словах: «Удивительная птица этот воробей...: юркий, плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший нахал». Основная мысль второго: «Воробей - честный работник... он не ворует, а берет только свое».
44 (44). Тема текстов одинакова - осина. Основная мысль первого текста заключена в следующих словах: «Я... не слишком люблю это дерево - осину». Основная мысль второго: «...красив и осиновый лес».
45 (46). 1) Не люблю я осину!
2) Красив осиновый лес!
45 (с). Тема - осень.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятная мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин) (Основная мысль заключена в следующих строках: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой...люблю я пышное природы увяданье...»).
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина Мокнет под окном;
Смотрит деревушка Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце Света и тепла!
Все тебе не рады!
Твой унылый вид
Горе да невзгоды
Бедному сулит.
(А.Н. Плещеев) (Основная мысль заключена в строках: «Скучная картина! Все тебе не рады!»).
46 (47). 1) Самый скучный день каникул.
2) Забавная история.
3) Наша любимица. - Мой верный друг.
4) Мой любимый цветок.
5) мой верный помощник ластик.
6) Как хорошо мы поработали на садовом участке!
7) Необычная охота (рыбалка).
2 - Мой любимый цветок.
Мой любимый цветок - ландыш. Мне нравится его аромат, нравятся крошечные белые колокольчики, спрятанные в темно-зеленых листьях. Кажется, что подует ветерок, и цветочки на тоненьких стебельках нежно зазвенят. Для меня ландыш — символ тепла и весны.
47 (48). Основная мысль не всегда бывает сформулирована в тексте. Иногда автор не выражает ее прямо. Так в отрывке из текста Юрия Яковлева нет четко сформулированной основной мысли, но мы понимаем, что автору очень нравятся маленькие щенки, что он любуется ими. Сделать такой вывод мы можем по следующим словам и словосочетаниям из текста: «серые пушистые существа», «большие клубки шерсти», «хвостик», «клубочки», «болтались маленькие уши».
48 (49). Первый текст. Стиль - научно-деловой. Тема — рябина. Основной мысли нет.
Второй текст. Стиль - художественный. Тема - рябина. Основная мысль заключена в следующей строке: «есть что- то веселое, радостное, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается».
Отношение автора к описываемому может быть отражено в тексте художественного стиля (в тексте научноделового стиля оно отражено быть не может).
49 (50). Первые темы групп («Приметы весны», «Как развести костер») предполагают использование научноделового стиля. Вторые темы - использование художественного.
2 - Как развести костер.
Чтобы развести костер, нужно запомнить несколько основных правил. Костер следует устраивать с умом: не нуж
но делать каждый раз новое кострище — следует использовать старое. Несколько кострищ рядом - для туриста позор. Костер разжигают подальше от деревьев, чтобы не случился пожар. Для костра берут только сушняк, рубить деревья - преступление. Также нельзя засорять поляну мелкими ветками и сором - все нужно сжечь.
Чтобы разжечь костер, нужно вложить под тонкие сухие ветки бумагу и поджечь ее. Умелый костровой зажигает костер одной спичкой, с подветренной стороны. После того, как огонь загорится, нужно сложить более толстые ветки пирамидкой, чтобы между ними было пространство.
50 (51). Безжизненные сосны
На фотографии запечатлены сухие стволы сосен. В этих соснах нет ничего живого. Они жестоко перекручены ветрами. Корни безобразно торчат вверх, ветви застыли в неестественных позах. Кажется, что кто-то специально выворотил так деревья.