1) Как ты считаешь, хватило бы всем места на Земле, если бы у каждого растения и животного выживало все потомство? Запиши свои предположения.
Ответ: Каждому живому организму для развития и роста необходимы благоприятные условия. Если бы выживало все потомство, то окружающий мир оказался бы перенаселенным и растения и животные, даже одного вида, конкурировали бы между собой за пищу, жизненное пространство, свет и др. условия обитания. В конечном итоге это все равно привело бы к уменьшению численности живых организмов.
2) Рассмотри рисунок 120. Перечисли причины, которые могут вызвать гибель живого организма. Приведи свои примеры влияния неблагоприятных условий на живые организмы.
Ответ: Причина гибели живого организма лесной пожар, загрязнение водоёмов, охота
3) Как ты считаешь, можно ли отнести названные причины гибели живых организмов и к человеку? Ответ подтверди примерами. Запиши их в тетрадь.
Ответ: Да, можно. Например: охота, истребление редких растений
Домашнее задание. Проделай опыт № 1 или № 2 (по своему выбору).
Опыт № 1. Влияние температуры на прорастание семян
Цель опыта: выяснить, влияет ли температура на скорость прорастания семян.
Ход опыта: замочил семена подсолнуха и положил их прорастать в разные места
Ответ:
Календарь наблюдений
Вывод: для прорастания семян необходимо тепло, которое является благоприятным для жизни условием.
Опыт № 2. Влияние влажности на прорастание семян
Цель опыта: выяснить, какие условия (кроме тепла) необходимы для прорастания семян.
Ответ:
Результаты опыта
№ банки |
Воздух |
Вода |
Тепло |
Результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
Прорастание семян |
2 |
+ |
- |
+ |
Нет изменений |
3 |
- |
+ |
+ |
Семена набухли, но не проросли |
Вывод: для прорастания семян необходимы воздух, вода и тепло. При отсутствии хотя бы одного условия прорастания не происходит.