1) Проделай опыт вместе с одноклассником. Приложи ухо к концу деревянной или металлической линейки и попроси товарища постучать карандашом о другой ее конец. Повтори опыт, поменявшись ролями. Обсудите результаты и сделайте вывод: может ли звук распространяться в твердых телах?
Ответ: Звук может распространяться в твердых телах
2) В конце каждого урока звенит звонок, возвещающий об окончании занятий. Уточни на перемене, где в школе установлен источник звука, который слышен в классе. Поясни, как распространяется звук, используя схему.
Источник звука — Передающая среда — Приемник звука.
Ответ: Электрический звонок — ? — наш орган слуха.
В коридоре воздух ухо
Практическая работа
Звуки общения животных.
Цель работы: ознакомиться с ролью звука в жизни различных животных.
Ход работы:
1 - Прослушай записи: «Звуки общения рыб», «Звуки общения земноводных», «Голоса птиц».
2 - Отметь, в жизни каких животных звуки общения помогают обеспечить:
Ответ: а) защиту потомства — птицы;
б) поиск корма — птицы и отдельные виды рыб;
в) общение с представителями своего вида — птицы, рыбы, земноводные.
Домашнее задание
1) Проведи опыты, подтверждающие вывод:
Звуки издают колеблющиеся тела — источники звука.
1 - Возьми несколько расчесок с разными зубцами, проведи по зубцам пальцем. Будет ли одинаковым их звучание?
2 - Приложи руку к гортани. Произнеси несколько слов. Что ощутила твоя рука?
3 - Приготовь две спички, два пустых спичечных коробка и нитку. Сделай «телефон» и объясни его работу.
Заполни дневник исследователя.
Ответ:
№ п/п
|
Что делаю |
Что наблюдаю |
1 |
Проводим пальцем по зубцам разной длины
|
Зубцы различной длины издают звуки разной высоты |
2 |
Прикладываем руку к гортани и произносим слова.
|
Рука ощущает вибрацию |
3 |
Изготовим «телефон»
|
Колебания нити и передачу звука. |
2) Проведи наблюдение за домашними животными или птицами сада, парка. Опиши один-два примера, пояснив значение звукового общения в жизни животных. Сдай работу на проверку учителю.
Ответ: