Главная5 классИсторияРабочая тетрадь по истории 5 класс Годер Г. И. Вариант 1Западная Азия в древности
НА ГЛАВНУЮ!

Западная Азия в древности

44) Впишите недостающие буквы. Боги, почитавшиеся в Двуречье:

 

 

45) Заполните контурную карту «Древнее Двуречье».

 

1) Напишите названия реки, протекающей через Египет

 

2) Напишите названия двух главных рек Двуречья

 

3) Закрасьте районы земледелия в Двуречье (границы районов обозначены знаком ________).

 

 

4) Закрасьте кружочки, обозначающие города - центры древнейших государств. Напишите их названия:

 

 

5) Какие страны и полуостров обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:

 

 

6) Какие водные пространства обозначены на карте цифрами?  Напишите их названия:

 

 

46) Впишите недостающие буквы и цифры.

 

 

47) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника.  В древней поэме, созданной в Двуречье, сказано: «Погрузил на корабль весь свой скот и всю родню». Какому мифу посвящен рисунок? О каком корабле идет речь? Как звали его строителя? Что изображено на рисунке (в центре, вдали справа)?

 

 

48) Ответьте на вопросы. Жители Вавилона знали соседние с Двуречьем страны  моря. Например, они знали о существовании двух больших водных пространств. Это не были реки - одно из них они называли «морем Восхода», а другое - «морем Заката». Как в наши дни называются эти водные пространства? Чем объяснить каждое из древних названий? Прежде чем дать ответы, рассмотрите карту.

 

 

49) Ответьте на вопросы. Отряд воинов- чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали:  «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!». К какому народу принадлежали чужеземцы? Почему они называли Евфрат  «великой перевёрнутой рекой»?

 

 

50) В Южном Двуречье в древности богатые люди указывали в своем завещании среди прочего имущества предметы из дерева - кровать, табурет и дверь. Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой, на наш взгляд, странный для упоминания в завещании предмет, как дверь?

 

 

51) Заполните контурную карту  «Вавилонское царство».

 

1) Напишите названия главных рек Двуречья.

 

2) Закрасьте кружочек, обозначающий самый знаменитый город Древнего Двуречья, и напишите его название.

 

3) Какой залив обозначен на карте цифрой? Напишите его название:

 

 

4) Обведите границы Вавилонского царства при Хаммурапи (1792-1750 годы до н.э.)

 

 

52) Заполните  «линию времени».

 

 

Отметьте на  «линии времени» годы правления Хаммурапи в Вавилоне. Сколько лет правил этот царь? Сколько лет назад он умер? (Вычисления делайте письменно).

 

 

53) Ответьте на вопрос. Представьте себе, что в музей попала глиняная табличка, будто бы найденная при раскопках. А на табличке надпись на древнем языке, из которой следует, что это письмо вавилонского царя Хаммурапи фараону-завоевателю Тутмосу. Признают ли ученые находку подлинной или же заявят, что это подделка?

 

 

Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на  «линии времени» годы правления Хаммурапи и Тутмоса

 

 

54) Разгадайте два кроссворда  «На берегах Тигра и Евфрата».

 

 

55) Ответьте на вопрос. Вавилонские врачи в лечебных целях прописывали больным употреблять в пищу яблоки, груши, морковь, свеклу, лук, чеснок. Правы ли были древние врачи? Свой ответ аргументируйте.

 

 

56) Ответьте на вопрос. Русское слово  «трава» вавилоняне обозначали словом  «шамму». Интересно, что слово  «шамму» употреблялось и в другом значении -  «лекарство». Случайно ли одно и то же употреблялось в разных значениях? Поясните свою мысль.

 

 

57) Ответьте на вопросы. Кто из жителей Двуречья или героев сказаний мог бы произнести такие слова? По какому поводу они могли быть сказаны?

 

1) Я о моём друге плачу, горько рыдаю. Неужто и я умру и стану землёю?!

 

 

2) Вынес я ворона и отпустил его. Ворон же улетел, спад воды увидел и не вернулся…

 

 

3) Я начертал мои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого! Я дал сиять справедливости в стране!

 

 

58) Найдите ошибки в тексте.

 

 

59) Впишите недостающие буквы и слова. Города финикийцев

 

 

1) Чем можно объяснить такое прозвище?

 

 

2) Известно, что греки жили достаточно далеко от Финикии. Предположите, как и при каких обстоятельствах они знакомились с жителями финикийских городов.

  

Ответ: Финикийцы прекрасные мореплаватели и торговцы по всему бассейну Средиземного моря.

 

62) Заполните контурную карту «Израильское царство».

 

 

1) Река, протекающая в Палестине, обозначена на карте цифрой 1. Напишите ее название:

 

 

5) Какие страны обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:

 

 

6) Какой полуостров и какие моря обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:

 

 

63) Составьте рассказ по рисунку современного художника. В Ветхом Завете сказано: «И простёр он руку свою, и расступились воды». О ком идет речь? Что предшествовало изображенному на рисунке? Что было дальше? Составьте рассказ по рисунку.

 

 

64) Составьте рассказ по рисунку современного художника. В Ветхом Завете сказано: «И сдвинул он с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своей, а в другой левою ». О ком идет речь? Что предшествовало изображенному на рисунке? Что было дальше? Составьте рассказ по рисунку.

 

 

65) Составьте рассказ по рисунку (с. 50). В Ветхом Завете сказано: «Я убью его и отрублю голову ему, и узнают все, что есть Бог в Израиле!» Кому принадлежат эти слова? Против кого они направлены? Какие события изобразил художник?

 

 

66) Ответьте на вопрос. Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцов тратили на овладение письмом и чтением долгие-долгие годы обучения в школе. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Силоне школьники, едва только начав учиться (проходило каких-нибудь несколько недель), могли записать и прочитать несложный текст.

 

 

67) Ответьте на вопросы. Вспомните библейские сказания. Кто из тех, о ком рассказывается в Ветхом Завете, мог произнести такие слова?

 

 

1) «Идите к отцу моему и скажите ему: «Так говорит сын твой. Приди ко мне, не медли. Ты будешь жить близ меня в Египте, ты и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой». Как звали отца и сына? Как случилось, что они оказались в длительной разлуке?

 

 

2) «Вот ты говоришь, что любишь меня, а сердце твое не со мною. Скажи мне, в чем твоя тайна?» - так она спрашивала его всякий день, и душе его от этих расспросов стало тяжело до смерти. И он наконец сказал ей: «Бритва не касалась головы моей...» Что последовало за признанием юноши? Какова была его дальнейшая судьба?

 

 

3) «Зачем вышли вы воевать? Выберите у себя человека, и пусть придет  ко мне. Если он может сразиться со мною  и убьет меня, то мы будем вашими рабами. Если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами». Кем был этот силач? Как его имя? Что произошло после того, как были произнесены эти слова?

 

 

68) Разгадайте кроссворд  «Библейские сказания». Если вы правильно разгадаете кроссворд , то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете данное христианами название первой, наиболее древней части Библии.

 

 

69) Разгадайте кроссворд  «Израильское царство». Если вы правильно разгадаете кроссворд , то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название главного города Израильского царства при Давиде и Соломоне.

 

 

70) Ответьте на вопрос. Первый алфавит придумали финикийцы. В нём были только согласные буквы. Это создавало трудности при чтении. Представьте себе, что кто-то написал, подобно финикийцам, без гласных заповеди, данные Богом Моисею. Какие заповеди здесь написаны?

 

 

71) Познакомьтесь с древнеегипетской сказкой о потерянной рыбке и ответьте на вопрос.

 

 

72) Заполните контурную карту «Ассирия».

 

 

1) Обведите границы Ассирийской державы в середине VII (7-го) века до н.э.

 

 

2) Страны, находившиеся под властью ассирийских царей, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:

 

 

3) Обозначьте стрелками направления завоевательных походов ассирийцев.

4) Закрасьте кружочек, обозначающий название главного города Ассирийского царства, и напишите его название.

5) Закрасьте кружочек, обозначающий самый знаменитый город Двуречья, оказавшийся под властью царей Ассирии. Напишите его название.

6) Напишите названия главных рек Двуречья.

 

7) Какие водные пространства обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:

 

 

73) Впишите недостающие слова и буквы.

 

 

74) Разгадайте кроссворд «Ассирийское царство». Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название главного города Ассирийской державы, данное ему покоренными народами.

 

 

75) Ответьте на вопросы. Древний путешественник рассказывал, что видел в одной из стран быков с пятью ногами. Шутил ли этот человек? Если нет, то что он имел в виду?

 

 

76) Ответьте на вопросы. Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне. Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы? Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи и год разрушения Ниневии.

 

 

77) Разгадайте кроссворд «Персидская держава».Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название знаменитой дороги в древней Западной Азии. Причудливая форма рамки напомнит вам эту дорогу (рассмотрите её изображение на карте с. 91 учебника).

 

 

78) Заполните контурную карту «Персидская держава» (с. 60).

 

 

1) Закрасьте ту территорию, на которой возникло Персидское государство.

 

 

+ 2) Обведите границы Персидского царства в VI (6-м) веке до н.э.

+ 3) Напишите название реки, до которой доходили владения персов на востоке

+ 4) Страны и полуостров, подвластные персидским царям, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:

 

 

+ 5) Какие водные пространства обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:

 

 

+ 6) Закрасьте кружочки, обозначающие города Персеполь, Сузы, Экбатаны, Вавилон, Сарды. Напишите их названия.

+ 7) Проведите путь из города Сузы до города Сарды. Напишите на карте название этого пути.

 

Проверьте себя

 

1) Сравните письменность и школьное обучение в Древнем Египте и Двуречье. Какая была у детей мотивация к учению?

 

 

2) Какая письменность способствовала появлению нашего алфавита?

 

 

3) Вы узнали, что первые законы появились очень давно, еще до нашей эры. Подумайте, что может быть общего между современными законами и принятыми в времени царя Хаммурапи.

 

 

4) Какой правитель носил титул «великий царь, царь царей»? Почему его так называли?

 

 

5) С помощью Интернета и дополнительной литературы соберите информацию и подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об одном из выдающихся полководцев древности.

 




Перейти к оглавлению