44) Впишите недостающие буквы. Боги, почитавшиеся в Двуречье:
Ответ:
Шамаш - бог солнца
Син - бог луны
Иштар - богиня плодородия и любви
Эа - бог воды
45) Заполните контурную карту «Древнее Двуречье».
+ 1) Напишите названия реки, протекающей через Египет
+ 2) Напишите названия двух главных рек Двуречья
+ 3) Закрасьте районы земледелия в Двуречье (границы районов обозначены знаком ________).
Ответ:
+ 4) Закрасьте кружочки, обозначающие города - центры древнейших государств. Напишите их названия:
Ответ:
а) Ур
б) Урук
в) Лагаш
+ 5) Какие страны и полуостров обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:
Ответ:
а) Египет
б) Симайский полуостров
в) Палестина
г) Сирия
д) Финикия
+ 6) Какие водные пространства обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:
Ответ:
а) Персидский залив
б) Средиземное море
в) Красное море
46) Впишите недостающие буквы и цифры.
Ответ: В Двуречье протекают две реки: Евфрат и Тигр. Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Двуречье или Междуречье. Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Гильгамеш. Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется клинопись. Знаменитым вавилонским царем был Хаммураги. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.
47) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника. В древней поэме, созданной в Двуречье, сказано: «Погрузил на корабль весь свой скот и всю родню». Какому мифу посвящен рисунок? О каком корабле идет речь? Как звали его строителя? Что изображено на рисунке (в центре, вдали справа)?
Ответ: Речь идет о ковчеге, который построил Унтапилитим. В центре нарисован ковчег, а вдали - гора Науир (Арарат).
48) Ответьте на вопросы. Жители Вавилона знали соседние с Двуречьем страны моря. Например, они знали о существовании двух больших водных пространств. Это не были реки - одно из них они называли «морем Восхода», а другое - «морем Заката». Как в наши дни называются эти водные пространства? Чем объяснить каждое из древних названий? Прежде чем дать ответы, рассмотрите карту.
Ответ: «Морем Восхода» называли Персидский залив, находящийся на востоке, где восходит солнце. «Морем Заката» называли Средиземное море, потому что солнце садилось там.
49) Ответьте на вопросы. Отряд воинов- чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!». К какому народу принадлежали чужеземцы? Почему они называли Евфрат «великой перевёрнутой рекой»?
Ответ: Это были воины из армии фараона Тутмоса. Удивление произошло из-за того Нил течет на север, а другая река на юг.
50) В Южном Двуречье в древности богатые люди указывали в своем завещании среди прочего имущества предметы из дерева - кровать, табурет и дверь. Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой, на наш взгляд, странный для упоминания в завещании предмет, как дверь?
Ответ: В Двуречье древесину привозили, а потому и стоила дорого. Дверь была во многих домах, а мебель изготовляли самостоятельные люди. Дверь находилась так и в богатых семьях, так и в бедной. Поэтому, дверь часто упоминалась в завещаниях.
51) Заполните контурную карту «Вавилонское царство».
1) Напишите названия главных рек Двуречья.
2) Закрасьте кружочек, обозначающий самый знаменитый город Древнего Двуречья, и напишите его название.
+ 3) Какой залив обозначен на карте цифрой? Напишите его название:
Ответ: Персидский залив
+ 4) Обведите границы Вавилонского царства при Хаммурапи (1792-1750 годы до н.э.)
Ответ:
52) Заполните «линию времени».
Ответ:
+ Отметьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи в Вавилоне. Сколько лет правил этот царь? Сколько лет назад он умер? (Вычисления делайте письменно).
Ответ: Хаммурапи правил 42 года. 1792 - 1750 = 42 года. 2014 + 1750 = 3764. Умер 3764 года назад
53) Ответьте на вопрос. Представьте себе, что в музей попала глиняная табличка, будто бы найденная при раскопках. А на табличке надпись на древнем языке, из которой следует, что это письмо вавилонского царя Хаммурапи фараону-завоевателю Тутмосу. Признают ли ученые находку подлинной или же заявят, что это подделка?
Ответ:
+ Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи и Тутмоса
Ответ: 1792 + 1750 до н.э. 1504 - 1492 до н.э.
54) Разгадайте два кроссворда «На берегах Тигра и Евфрата».
Ответ:
55) Ответьте на вопрос. Вавилонские врачи в лечебных целях прописывали больным употреблять в пищу яблоки, груши, морковь, свеклу, лук, чеснок. Правы ли были древние врачи? Свой ответ аргументируйте.
Ответ: Да, они были правы. Потому что во фруктах и в овощах много витаминов и полезных веществ.
56) Ответьте на вопрос. Русское слово «трава» вавилоняне обозначали словом «шамму». Интересно, что слово «шамму» употреблялось и в другом значении - «лекарство». Случайно ли одно и то же употреблялось в разных значениях? Поясните свою мысль.
Ответ: Нет, не случайно. Ведь есть «лекарственные травы» или же многие лекарства сделаны из трав.
57) Ответьте на вопросы. Кто из жителей Двуречья или героев сказаний мог бы произнести такие слова? По какому поводу они могли быть сказаны?
+ 1) Я о моём друге плачу, горько рыдаю. Неужто и я умру и стану землёю?!
Ответ: Гильгами сказал - это когда умер его друг
+ 2) Вынес я ворона и отпустил его. Ворон же улетел, спад воды увидел и не вернулся…
Ответ: Утлапишти, когда построил ковчег и искал сушу
+ 3) Я начертал мои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого! Я дал сиять справедливости в стране!
Ответ: Хаммурапи о своде законов.
58) Найдите ошибки в тексте.
Ответ:
1) Вавилон находился на Евфрате
2) В Вавилоне не было домов из белого камня
3) Возле Вавилона не было камня
4) Пожизненно рабов не держали, освобождали через некоторое время
5) Рабство не давалось по наследству
6) Школы были при храмах
7) Медь и древесина ввозились в Вавилон
8) Зерно вывозили купцы
9) За нарушения дисциплины сурово наказывали в школах
10) В школах учились мальчики.
59) Впишите недостающие буквы и слова. Города финикийцев
Ответ: Города финикийцев Библ, Сидон, Тир были расположены на берегах Средиземного моря. Самой известной колонией финикийцев был город Карфаген.
+ Что продавали финикийские купцы
Ответ: Ткани, выкрашенные пурпурной краской. Сосуды и бусы из стекла. Брёвна из ливанского кедра. «Живой товар» - рабы. Оливковое масло. Виноградное вино.
60) Заполните контурную карту «Финикийские колонии».
Ответ:
+ 1) Закрасьте кружочки, обозначающие финикийские города, и напишите их названия:
Ответ:
а) Библ
б) Силол
в) Тир
2) Напишите название моря, по которому финикийцы проложили торговые пути.
3) Закрасьте берега, захваченные и колонизованные финикийцами.
4) Закрасьте кружочек, обозначающий колонию финикийцев, ставшую впоследствии главным городом крупного государства, и напишите название города.
+ 5) Океан, по которому плавали финикийские корабли, обозначен на карте цифрой 4. Напишите его название.
Ответ: Атлантический океан.
61) Ответьте на вопрос и выполните задание. В древности Финикия была частью обширной области, называемой Ханаан. Название же Финикия придумали греки. Это они дали жителям Библа, Тира, Сидона прозвище «финикийцы», что по-гречески означает «красноватые», или, точнее, «красящие в лилово- красный цвет».
+ 1) Чем можно объяснить такое прозвище?
Ответ: Связано с производством пурпурной краски из молков.
+ 2) Известно, что греки жили достаточно далеко от Финикии. Предположите, как и при каких обстоятельствах они знакомились с жителями финикийских городов.
Ответ: Финикийцы прекрасные мореплаватели и торговцы по всему бассейну Средиземного моря.
62) Заполните контурную карту «Израильское царство».
Ответ:
+ 1) Река, протекающая в Палестине, обозначена на карте цифрой 1. Напишите ее название:
Ответ: Иордан.
2) Обведите границы Израильского царства при Давиде.
3) Закрасьте кружочек, обозначающий главный город Израильского царства при Давиде в Х (10-м) веке до н.э., и напишите на карте его название.
4) Закрасьте кружочки, обозначающие финикийские города, и напишите их названия.
+ 5) Какие страны обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:
Ответ:
а) Египет
б) Сирия
+ 6) Какой полуостров и какие моря обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:
Ответ:
а) Симайский полуостров
б) Средиземное море
в) Красное море
63) Составьте рассказ по рисунку современного художника. В Ветхом Завете сказано: «И простёр он руку свою, и расступились воды». О ком идет речь? Что предшествовало изображенному на рисунке? Что было дальше? Составьте рассказ по рисунку.
Ответ: Идёт речь о Моисее. Боги наказали ему спасти иудеев из египетского плена. Отказался фараон отпускать иудеев, Моисей повел их сам. Но фараон отправил погоню за ними. Делили иудеи и Моисей до Красного моря, взмахнув рукой иудеи прошли они по дну. Потому что воды разошлись в стороны.
64) Составьте рассказ по рисунку современного художника. В Ветхом Завете сказано: «И сдвинул он с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своей, а в другой левою ». О ком идет речь? Что предшествовало изображенному на рисунке? Что было дальше? Составьте рассказ по рисунку.
Ответ: Идет речь о Самсоне. Его сила заключалась в длинных волосах. Филистимляне не могли одолеть Самсона, тогда подговорив жену его, узнать в чем заключается сила мужа ее. Далила узнав обрезала волосы Самсону. Но в скором времени Самсон стал снова не победим.
65) Составьте рассказ по рисунку (с. 50). В Ветхом Завете сказано: «Я убью его и отрублю голову ему, и узнают все, что есть Бог в Израиле!» Кому принадлежат эти слова? Против кого они направлены? Какие события изобразил художник?
Ответ: Слова Давида которые он сказал Гашафу. Во время борьбы с филистимлянами Гашаф вызвал на бой Давида. Давид осмелился и кинув камень, затем отрубив голову противника, он победил его.
66) Ответьте на вопрос. Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцов тратили на овладение письмом и чтением долгие-долгие годы обучения в школе. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Силоне школьники, едва только начав учиться (проходило каких-нибудь несколько недель), могли записать и прочитать несложный текст.
Ответ: Финикийцы первые придумали алфавит, где каждый согл. звук соответствовал букве, что упрощало письмо.
67) Ответьте на вопросы. Вспомните библейские сказания. Кто из тех, о ком рассказывается в Ветхом Завете, мог произнести такие слова?
Ответ:
+ 1) «Идите к отцу моему и скажите ему: «Так говорит сын твой. Приди ко мне, не медли. Ты будешь жить близ меня в Египте, ты и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой». Как звали отца и сына? Как случилось, что они оказались в длительной разлуке?
Ответ: Слова Иосифа. Обращался он к своему отцу и всем иудеям. Потому что, Иосиф в детстве был продан в рабство.
+ 2) «Вот ты говоришь, что любишь меня, а сердце твое не со мною. Скажи мне, в чем твоя тайна?» - так она спрашивала его всякий день, и душе его от этих расспросов стало тяжело до смерти. И он наконец сказал ей: «Бритва не касалась головы моей...» Что последовало за признанием юноши? Какова была его дальнейшая судьба?
Ответ: С этими словами Далила пыталась узнать силу Самсона. Потом его победили.
+ 3) «Зачем вышли вы воевать? Выберите у себя человека, и пусть придет ко мне. Если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами. Если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами». Кем был этот силач? Как его имя? Что произошло после того, как были произнесены эти слова?
Ответ: Слова филистимлянского воина Гашафа. На бой с ним решился Давид, убивший его из пращи.
68) Разгадайте кроссворд «Библейские сказания». Если вы правильно разгадаете кроссворд , то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете данное христианами название первой, наиболее древней части Библии.
Ответ:
69) Разгадайте кроссворд «Израильское царство». Если вы правильно разгадаете кроссворд , то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название главного города Израильского царства при Давиде и Соломоне.
Ответ:
70) Ответьте на вопрос. Первый алфавит придумали финикийцы. В нём были только согласные буквы. Это создавало трудности при чтении. Представьте себе, что кто-то написал, подобно финикийцам, без гласных заповеди, данные Богом Моисею. Какие заповеди здесь написаны?
Ответ:
н крст не красть
н лгт не лгать
н бвт челк не убивать человека
пчтт тц мт почитать отца и мать
71) Познакомьтесь с древнеегипетской сказкой о потерянной рыбке и ответьте на вопрос.
Ответ: По сказаниям перед Моисеем разомкнулись воды Красного моря, пропустив по дну Иудеев. Это явление заимствовано авторами библ. сказаний.
72) Заполните контурную карту «Ассирия».
Ответ:
+ 1) Обведите границы Ассирийской державы в середине VII (7-го) века до н.э.
Ответ:
+ 2) Страны, находившиеся под властью ассирийских царей, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:
Ответ:
1) Вавилонское царство
2) Сирия
3) Израильское царство
4) Финикия
+ 3) Обозначьте стрелками направления завоевательных походов ассирийцев.
+ 4) Закрасьте кружочек, обозначающий название главного города Ассирийского царства, и напишите его название.
+ 5) Закрасьте кружочек, обозначающий самый знаменитый город Двуречья, оказавшийся под властью царей Ассирии. Напишите его название.
+ 6) Напишите названия главных рек Двуречья.
+ 7) Какие водные пространства обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:
Ответ:
5) Красное море
6) Средиземное море
7) Персидский залив
73) Впишите недостающие слова и буквы.
Ответ: Столицу Ассирии, город Ниневино, называли «логовищем львов», «городом крови». В VIII (8-м) веке до н.э. самой сильной в мире была армия царя государства Ассирия. Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном деле конницу. Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли таран. Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь. Ассирийские воины были вооружены мечами и топориками из твердого металла, его название железо. Ниневия была захвачена и сожжена врагами в 612 году до н.э. Однако библиотека царя Ассирии по имени Ашурбанапал не погибла в огне.
74) Разгадайте кроссворд «Ассирийское царство». Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название главного города Ассирийской державы, данное ему покоренными народами.
Ответ:
75) Ответьте на вопросы. Древний путешественник рассказывал, что видел в одной из стран быков с пятью ногами. Шутил ли этот человек? Если нет, то что он имел в виду?
Ответ: Вход во дворец ассирийских царей украшали две статуи быков. У статуи было 5 ног. Делалось для того чтобы со стороны, это выглядело на шаги животных.
76) Ответьте на вопросы. Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне. Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы? Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи и год разрушения Ниневии.
Ответ:Хаммурапи никак не мог участвовать в празднике, т.к. жил задолго до этого события.
77) Разгадайте кроссворд «Персидская держава».Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название знаменитой дороги в древней Западной Азии. Причудливая форма рамки напомнит вам эту дорогу (рассмотрите её изображение на карте с. 91 учебника).
Ответ:
78) Заполните контурную карту «Персидская держава» (с. 60).
Ответ:
+ 1) Закрасьте ту территорию, на которой возникло Персидское государство.
Ответ:
+ 2) Обведите границы Персидского царства в VI (6-м) веке до н.э.
+ 3) Напишите название реки, до которой доходили владения персов на востоке
+ 4) Страны и полуостров, подвластные персидским царям, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:
Ответ:
1) Мидия
2) Лидия
3) Вавилония
4) Сирия
5) Палестина
6) Финикия
7) Симайский полуостров
8) Египет
+ 5) Какие водные пространства обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:
Ответ:
9) Красное море
10) Каспийское море
11) Черное море
12) Каспийское море
13) Персидский залив
+ 6) Закрасьте кружочки, обозначающие города Персеполь, Сузы, Экбатаны, Вавилон, Сарды. Напишите их названия.
+ 7) Проведите путь из города Сузы до города Сарды. Напишите на карте название этого пути.
Проверьте себя
+ 1) Сравните письменность и школьное обучение в Древнем Египте и Двуречье. Какая была у детей мотивация к учению?
Ответ: В Египте дети стремились стать писцами, а в Двуречье учеными.
+ 2) Какая письменность способствовала появлению нашего алфавита?
Ответ: Клинопись
+ 3) Вы узнали, что первые законы появились очень давно, еще до нашей эры. Подумайте, что может быть общего между современными законами и принятыми в времени царя Хаммурапи.
Ответ: То что, воровать нельзя и обижать других
+ 4) Какой правитель носил титул «великий царь, царь царей»? Почему его так называли?
Ответ: Я думаю это Хаммурапи
+ 5) С помощью Интернета и дополнительной литературы соберите информацию и подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об одном из выдающихся полководцев древности.
Ответ: