1) Продолжите фразы:
Ответ:
а) Информация - это знания, получаемые вами в школе, это сведения, котрые вы черпаете из книг, телепередач, это новости которые вы слышите по радио или от людей с которыми общаетесь.
б) Информатика - это изученеие всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации.
2) Для чего человеку нужны линейка, транспортир, термометр, барометр, компас, телескоп, микроскоп? Какие еще приборы и приспособления вы знаете? Запишите ответы, продолжив следующие фразы:
Ответ:
5) Проект «История письменности».
Очень много сведений о развитии письменности у разных народов вы найдете, изучая историю Древнего мира. Читая учебник истории, выписывайте ответы на приведенные ниже вопросы.
Древний Египет.
5.1. Как называются загадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц и саркофагов?
Ответ: Иероглифы.
5.2. Какими значками изображали египтяне слова «солнце» , «идти», «хлеб», «рот»?
Ответ: Солнце.
5.3. Сколько всего было иероглифов было в египетском письме?
Ответ: Пять
5.4. Как египтяне перешли от изображения значком целого слова к изображению значком отдельного звука?
Ответ:
5.5. Передавались ли у египтян иероглифами гласные звуки?
Ответ:
5.6. В чем была основная трудность при чтении египетских иероглифов?
Ответ:
5.7. Для чего египтяне использовали значки-определители?
Ответ:
5.8. Почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом?
Ответ:
5.9. Кому и как удалось разгадать тайну египетских иероглифов?
Ответ:
5.10. Что было основным носителем информации в Египте?\
Ответ:
5.11. Какова технология изготовления папируса?
Ответ:
5.12. Как хранили папирусы?
Ответ:
5.13. Как выделялось на папирусах начало новой мысли? Как мы выделяем новый абзац в тексте?
Ответ:
Древнее Двуречье
5.14. На чем делались записи в Двуречье?
Ответ:
5.15. Как называлось письмо Двуречья, состоящее из клинообразных значков?
Ответ:
5.16. Почему за основу письма в Двуречье был взят клин, а не что-нибудь другое?
Ответ:
5.17. Каково происхождение клинописных значков?
Ответ:
5.18. Что могли обозначать знаки, соответствующие коротким односложным словам?
Ответ:
5.19. Сколько различных знаков в клинописи?
Ответ:
5.20. Просто ли было научиться читать и писать в Двуречье?
Ответ:
5.21. Почему не погибла от пожара библиотека царя Ашшурбанапа?
Ответ:
Финикия
5.22. Для чего была нужна письменность финикийским торговцам?
Ответ:
5.23. Какая система письма - египетская, вавилонская или финикийская - была проще?
Ответ:
5.24. Чему соответствовал каждый значок финикийского письма? Как его можно назвать?
Ответ:
5.25. Сколько всего букв в финикийском алфавите?
Ответ:
5.26. Какой главный недостаток финикийского письма?
Ответ:
5.27. Кто усовершенствовал финикийский алфавит? Каким образом?
Ответ:
5.28. Каково происхождение слова «алфавит» ?
Ответ:
Индия и Китай
5.29. На чем делались записи в Древней Индии?
Ответ:
5.30. Чем писали в Древней Индии?
Ответ:
5.31. Как выглядела древнеиндийская книга?
Ответ:
5.32. Как называются цифры, которые мы используем?
Ответ:
5.33. Какой народ придумал арабские цифры?
Ответ:
5.34. На чью письменность - египетскую, вавилонскую или финикийскую - больше всего похожа письменность Китая?
Ответ:
5.35. Сколько знаков должен был знать китаец, умеющий читать и писать?
Ответ:
5.36. Как должен был писать образованный китаец?
Ответ:
5.37. Опишите технологию изготовления древнекитайских бамбуковых книг.
Ответ:
5.38. Для чего, кроме одежды, использовали шёлк?
Ответ:
5.39. Какой народ изобрёл бумагу?
Ответ:
5.40. Из чего изготавливалась бумага?
Ответ:
5.41. Опишите технологию изготовления бумаги.
Ответ:
5.42. Почему в Европе так поздно узнали о технологии изготовления бумаги?
Ответ:
Древняя Греция
5.43. Почему греки перестали пользоваться письмом и забыли его? Когда это роизошло?
Ответ:
5.44. Когда в Греции появилась новая письменность? На основе какого алфавита она была создана?
Ответ:
5.45. Что позволило грекам более точно при письме передавать звуковую речь?
Ответ:
5.46. Сколько букв было в греческом алфавите?
Ответ:
5.47. На чем писали юные греки в школах?
Ответ:
5.48. Что вы можете рассказать об Александрийской библиотеке?
Ответ:
5.49. Каким образом Птолемей получил у афинян рукописи Эсхила и Софокла?
Ответ:
5.50. Что вы знаете о библиотеке в Пергаме?
Ответ:
5.51. Что такое пергамент?
Ответ:
6) Придумайте примеры передачи информации, соответствующие следующим схемам:
Ответ:
7) Для передачи информации люди использовали разнообразные идеи. Некоторые из них связаны с приведёнными ниже изображениями. Кратко опишите эти идеи.
Ответ:
8) Воспользуйтесь текстом учебника, а также справочниками и энциклопедиями и подберите к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке.
Ответ:
9) Разгадайте кроссворд «Передача информации».
Ответ:
По вертикали: 1. Техническое средство, с помощью которого происходит передача информации.
По горизонтали: 1. С его помощью можно предупредить об опасности. 2. Звуки этого инструмента способны донести сигнал за несколько километров.
10) Запишите словами число 389 365 402 201.
Ответ: Триста восемьдесят девять млрд, триста шесдесят пять млн, четыреста две тыс, двести один.
11) Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте: «Миллиард - очень большое число. За тридцать лет с первого января тысяча де-
вятьсот семидесятого года по тридцать первое декабря тысяча девятьсот девяносто девятого года прошло десять тысяч девятьсот
пятьдесят семь суток, что составляет двести шестьдесят две тясычи девятьсот шестьдесят восемь часов или девятьсот сорок шесть
миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи восемьсот секунд. Значит, за тридцать лет не пройдёт и миллиарда секунд».
Ответ: 100000000030, 1, 1970, 31, 1999, 1090507, 262968, 946.684080, 30, 1000000000.
12) Представьте в виде арифметических выражений следующие утверждения:
Ответ:
а) Если к трем прибавить четыре, потом умножить все на четыре и разделить на разность восьми и шести, то в результате получится четырнадцать.
(3+4) *4:(8*6)=14
б) Раздность двадцать семи сотых и девяти сотых равна восемнадцати сотым.
0,27*0,09=0,18
13) Заполните таблицу, расположенную слева, и запишите содержащуюся в ней информацию в виде арифметических выражений в таблице справа.
Ответ:
14) Заполните таблицу.
Ответ:
15) Дана кодовая таблица флажковой азбуки:
Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующие слова и попытайтесь объяснить их значение:
Ответ:
16) Что прочитал Лом на флагах встречной шхуны?
Ответ:
17) Старший помощник Лом оказался старательным учеником. Чтобы порадовать капитана Врунгеля, он выучил морскую семафорную азбуку,
в которой каждая буква кодируется определенным положением рук с флажками.
Расшифруйте подаваемые Ломом сигналы:
Ответ:
18) Дана кодовая таблица азбуки Морзе:
Расшифруйте следующие записи:
Ответ:
19) Зашифруйте с помощью азбуки Морзе:
Ответ:
20) Поставьте каждой букве в соответствие её порядковый номер в алфавите (заполните пустые клетки):
Ответ:
Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщения:
а) 12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15.
Ответ - кукушка кукушонку сшила капюшон.
б) 20-12-7-20 20-12-1-25 20-12-1-15-10 15-1 17-13-1-20-12-10 20-1-15-6
Ответ - ткёт ткач ткани на платки тане.
21) Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки:
Ответ:
а) об оёу й тфеб оёу; на нефиухда неф
б) лпоёч - еёмф гёоёч. конеш - делх венеш
22) Трудно декодировать сообщение, если к номеру каждой буквы шифруемого сообщения прибавляли номер буквы из определённого, заранее выбранного текста. Предположим, что таким текстом служит начало абзаца из § 1.6 вашего учебника информатики:
«В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц...»
Закодируем этим способом название города ТУЛА.
Номера букв кодируемого слова: 20, 21, 13, 1.
Номера первых четырех букв ключевой фразы: 3, 17, 1, 14.
Номер первой буквы зашифрованного текста - число 23 (20 + 3),
второй - 38 (21 + 17), третьей - 14, четвертой - 15.
23-я буква - это «Х». А как быть с 38-й? Да очень просто - пройдя
все 33 буквы алфавита, продолжим счет. В этом случае 38-й буквой
окажется буква «Д».
В итоге получим: ХДМН.
Что получится при декодировании сообщений ПЩОЯК и НЩЁП?
Ответ:
23) Декодируйте текст.
Ответ:
21 * 12-16-4-16 * 19-10-13-30-15-29-6 * 14-29-26-24-29,
20-16-20 * 17-16-2-6-5-10-10 * 16-5-15-16-4-16.
12-20-16 * 19-10-13-7-15 * 9-15-1-15-10-33-14-10,
20-16-20 * 17-16-2-6-5-10-20 * 20-29-19-33-25-10.
Правила кодирования установите по ключу.
Ключ : 12-16-5 - система условных знаков для представления информации.
24)
Декодируйте текст.
21-19-22-6-16-17 * 4 * 22-26-7-16-11-11 -
14-7-5-13-17 * 4 * 3-17-33.
Ответ:
Правило кодирования установите по ключу.
Ключ: 11-16-21-7-19-16-7-21 - самый современный информационный канал.
25) Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги
из каждого данного слова:
Ответ:
а) колос,мебель, таракан; комета
б) молоко,нерест, таракан; монета
в) кора, лото, боксер; колобок
г) баран, рана, банщик; барабан
д) монета, лошадь, корова. молоко
26)
Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только вторые слоги
из каждого данного слова:
Ответ:
а) соловей, потолок; лоток
б) змея, рама; яша
в) пуговица, молоток, лава; голова
г) укор, бузина, тина; корзина
д) поворот, пороша, канава. ворона
27)
Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только последние слоги
из каждого данного слова:
Ответ:
а) мебель, ружьё; бельё
б) соломка, пора, мель; караль
в) лиса, письмо, перелёт; самолёт
г) пуловер, пальто, полёт; вертолёт
д) молоко, реле, лассо. колесо
28) Кодирование текста осуществляется перестановкой букв в каждом
слове по одному и тому же правилу. Восстановите зашифрованную
информацию и сформулируйте правила перестановки.
Ответ:
а)
б)
в)
г)
29) Известно, что некто для шифрования сообщений после каждой
гласной буквы вставляет букву «А», а после согласной - букву «Т».
Декодируйте зашифрованную информацию.
Ответ:
30) Придумайте собственный способ кодирования букв русского алфавита:
графический (с помощью особых картинок или знаков), числовой ( с помощью
чисел) или символьный (с помощью тех же букв).
Ответ:
С помощью собственного кода закодируйте слова «УСПЕХ».
31) Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел:
первое число - номер столбца, второе - номер строки следующей
кодовой таблицы:
Расшифруйте следующее сообщение:
Ответ:
32) Зашифруйте с помощью таблицы из предыдущего задания следующие слова:
Ответ:
33) Впишите подходящие по смыслу слова:
Ответ:
Чтобы рубить дрова, нужен
а чтобы полить огород -
Рыбаки сделали во льду
и стали ловить рыбу.
Самый колючий зверь в лесу - это
Разгадайте код и прочитайте его с помощью пословицу:
34) На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты
которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности.
Помните, первое число - по оси ОХ, второе - по оси ОУ. После проверки правильности
выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными карандашами.
Ответ:
Вариант 1.
Отметьте точки:
1(1,1), 2 (2,1), 3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 7(7,1), 8(11,1), 9(11,6),
10(7,6), 11(7,4), 12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5).
Соедините точки:
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 1.
13 - 14 - 15 - 16 - 13.
Вариант 2.
Отметьте точки:
1(1,2), 2(1,3), 3(2,4), 4(5,4), 5(4,5), 6(4,7), 7(5,8), 8(9,8), 9(10,7),
10(17,7), 11(17,6), 12(10,6), 13(10,5), 14(9,4), 15)13,4), 16(14,3),
17(14,2), 18(13,1), 19(2,1).
Соедините точки:
1 - 2 - 3 -4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 -10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
- 16 - 17 - 18 - 19 - 1.
Вариант 3.
Отметьте точки:
1(3,6), 2(6,3), 3(15,3), 4(18,6), 5(10,6), 6(10,16), 7(13,16), 8(12,15),
9(13,14), 10(10,14), 11(16,6).
Соедините точки:
1 - 2 - 3 - 4 -1.
5 - 6 -7 - 8 - 9 - 10 - 11.
Вариант 4.
Отметьте точки:
1(2,6), 2(2,8), 3(1,10), 4(2,11), 5(4,8), 6(13,8), 7(15,6), 8(10,6)
9(8,2), 10(5,2), 11(7,6), 12(7,8), 13(6,10), 14(9,10), 15(10,8).
Соедините точки:
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 1.
12 - 13 - 14 - 15.
Вариант 5.
Отметьте точки:
1(40,10), 2(30,20), 3(30,30), 4(40,40), 5(50,40), 6(50,80), 7(90,80),
8(90,60), 9(110,60), 10(110,80), 11(120,80), 12(120,60), 13(130,60),
14(130,40), 15(140,40), 16(150,30), 17(150,20), 18(140, 10).
Соедините точки:
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 -
16 - 17 - 18 - 1.
Вариант 6.
Отметьте точки:
1(30,30), 2(30,110), 3(40,130), 4(50,110), 5(50,80), 6(70,80),
7(70,120), 8(90,150), 9(110,120), 10(110,80), 11(130,80),
12(130,110), 13(140,130), 14(150,110), 15(150,30), 16(100,30),
17(100,70), 18(90,80), 19(80,70), 20(80,30).
Соедините точки:
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 -
16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 1.
35) Вам разрешено заменять в исходном слове одну букву на другую
так, чтобы получившееся слово было существительным в именительном
падеже. Пример: «слоН» - «слоГ». Менять местами буквы запрещено.
Запишите цепочки превращений следующих слов:
Ответ:
36) Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия
графам и заполните таблицу.
Самый крупный на земле алмаз с названием «Куллинан» весил
3106 карат ( в 1 грамме карат). Он был найден в 1905 году. Следующий
по весу алмаз - алмаз «Эксцельсиор», найден в 1893 году. Он весил 995 карат.
Третий алмаз - «Звезда Сьерра-Леоне» весом 970 карат был найден в 1972 году.
Далее следует алмаз «Кохинор» весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке.
Алмаз «Великий Могол» весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке.
«Алмаз Победы» весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.
Ответ:
37) Для существительных «ОКНО», «ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ», «МОСКВА»,
«ПРОГРАММА», «МЫШЬ» заполните таблицу.
Ответ:
38) Заполните таблицу «Моя библиотека», включив в нее не менее 5 книг.
Ответ:
39) В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они
осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится
стать трактористом, другой - садовником, третий - комбайнером.
В разное время нами были записаны следующие сказанные ими фразы:
Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь
скоро начнётся уборка.
2) Наблюдал я вчера, Коля, твой осмотр машины и подумал, что
держать машину в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый
сорт яблок.
3) Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у
комбайна.
Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят?
Ответ:
40) В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров,
Гришин и Алексеев. Профессии у них разные: один из них - маляр,
другой - мельник, третий - плотник, четвертый - почтальон, пятый - парикмахер.
Петров и Гришин никогда не держали в руке малярной кисти. Иванов и Гришин
все собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петров и
Иванов живут в одном доме с почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье
играют в городки с плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и
для мельника. Определите профессию каждого из друзей.
Ответ:
41) По следующим данным постройте столбчатую диаграмму.
В школе № 1 учатся 250 человек, в школе № 2 учатся 300 человек, в школе № 3
учатся 450 человек, в школе № 4 учатся 400 человек.
Ответ:
42) Составьте предложения по схемам на тему «Наши школьные дела».
Ответ:
43) Систематизируйте приведенные сведения. разделив их по тем
предметам, к которым они относятся. Для этого в пустые клетки
справа впишите буквы: Р - для информации из области русского
языка, Е - естествознания, И - истории, М - математики.
Ответ:
Русский алфавит содержит 33 буквы.
1480-й год считается годом окончания зависимости Руси от Золотой Орды.
Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Начало предложения пишется с большой буквы.
Примерно половина человечества принадлежит к европейской расе.
Россия - самое крупное по территории государство мира.
Совокупность всех неровностей земной поверхности называется рельефом.
«Чу» - «щу» пишется через «у».
Европа - самая крупная часть света (кроме Антарктиды), в которой нет жарких пустынь.
Кунсткамера - первый русский музей.
От перестановки слагаемых сумма не меняется.
Предлоги пишутся отдельно от слова.
Частное равно 1, если делимое равно делителю.
На 0 делить нельзя.
Все буквы нашего алфавита кроме «ъ» и «ь», обозначают один или два звука.
Любые две точки можно соединить только одним отрезком.
В XV веке русский купец Афанасий Никитин побывал в Индии.
В 1721 году Петр I принял титул императора, и Россия стала называться
Российской Империей.
Периметр - это сумма длин всех сторон геометрической фигуры.
Для счета предметов применяются натуральные числа.
Нуль не относится к натуральным числам.
В 1380 году состоялась Куликовская битва.
У плоскости нет края.
Земля вращается вокруг Солнца.
Глобус - модель земного шара.
В русском языке 6 гласных звуков.
Байкал - самое глубокое озеро в мире.
Зима в тундре длится 8-9 месяцев.
В российской тайге находится половина хвойной
древесины всего мира.
В 988 году на Руси приняли новую веру - христианство.
«Жи» - «ши» пишется через «и».
Предложение - это группа слов, которая выражает
законченную мысль.
Москва была основана в 1147 году.
Варяги были северными соседями славян и жили
на берегах Балтийского моря.
У каждого князя было свое постоянное войско - дружина.
Увеличить число на несколько единиц - значит
прибавить.
Уменьшить число в несколько раз - значит разделить.
«Ча» - «ща» пишется через «а».
В XII веке многие русские земли попали под власть
монголо-татар.
7 сентября 1812 года недалеко от Москвы, у деревни
Бородино русская армия дала сражение французам.
Выпишите исторические события в хронологическом порядке:
Ответ:
44) Окружающие нас объекты (предметы, явления, существа и так далее)
можно систематизировать различными способами. Выполните систематизацию,
заполнив таблицу.
Ответ:
Слова для справок:
солнце, машина, щука, рысь, ложка, воздух, ветер, индюк, волк,
слон, корова, почва, компьютер, книга, телевизор, горы, река,
озеро, снег, комар, стрекоза, платье, петух, овца, карась, береза,
осина, человек, ромашка, дождь, роса, бабочка, утка, апельсин,
страус, помидор, ураган, лягушка, дом, муха, муравей.
45) На основании информации, содержащейся в третьем столбце таблицы
предыдущего задания, заполните таблицу:
Ответ:
46) В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные
по классам. Определите основания этих классификаций.
Ответ:
47) Марине Яблочковой не нравилось, что каждый раз учительница называет
её фамилию последней. Когда учительница узнала об этом, она сказала:
«Марина, если ты составишь новый список учеников, я буду пользоваться им».
Помогите Марине отсортировать список так, чтобы её фамилия оказалась первой.
Восстановите также и список учительницы.
Ответ:
48) Отсортируйте слова в лексикографическом порядке.
Ответ:
49) Выполните вычисления и расположите буквы в порядке убывания
соответствующих ответов. Вы узнаете, кто из русских поэтов написал
о русском языке такие строки:
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолье.
Ответ:
50) Петя и Коля играют в следующую игру: Петя задумывает правило
преобразования текстовой информации. Коля может предлагать
Пете любые тексты и узнавать результаты преобразования. Ниже
приведены вопросы Коли и ответы Пети в нескольких таких играх.
Попробуйте отгадать, какое правило задумал Петя в каждой игре.
Ответ:
51) Сегодня у Пети и Коли новая игра: Коля задумывает правило
преобразования числовой информации. Задача Пети - отгадать это
правило. Ниже приведены вопросы Пети и ответы Коли в нескольких
таких играх. Попробуйте отгадать, какое правило задумал Коля в каждой игре.
Ответ:
52) К реке одновременно подошли три купца и три разбойника. Всем
необходимо было переправиться на противоположный берег. У
берега стояла лодка, которая могла вместить только двух человек.
Купцы боязливо поглядывали на разбойников, так как знали, что
во время переправы может всякое случиться. Если во время переправы
на берегу число разбойников и купцов будет одинаковым, то разбойники
не тронут купцов; если же число разбойников превысит число купцов хотя
бы на одного человека, то разбойники преубьют купцов. Перед купцами
стояла сложная задача, но она была ими решена - все перебрались на тот
берег, и жертв не было. Как сумели переправиться купцы и разбойники и
сколько рейсов совершила лодка? За рейс следует считать движение лодки
в одном направлении.
Придумайте обозначения и оформите план переправы в таблице.
Обозначения: П1, П2, П3 - купцы, Л1, Л2, Л3 - разбойники.
Ответ:
53) На полустанке одноклейной железной дороги остановился поезд
в составе тепловоза и трех вагонов, доставивший бригаду рабочих
для строительства второго пути. Пока же на этом полустанке имеется
небольшой тупик, где при необходимости может поместиться тепловоз
с вагоном или два вагона. Вскоре к тому же полустанку подошел грузовой
состав (тепловоз и 7 цистерн). Как пропустить пассажирский поезд?
Ответ:
Изобразите решение задачи с помощью схем.
54) Как разделить 8 литров подсолнечного масла на две равные части по 4 литра, если кроме полного 8-литрового бидона есть два пустых
бидона на 5 литров и 3 литра?
Ответ: