Покрытосеменные (цветковые) растения
Покрытосеменные (цветковые) растения
1.Перечислите общие признаки цветковых растений.
- - имеют цветки и плоды.
- семязачатки, в отличие от голосеменных растений, заключены в полость завязи.
- характерно двойное оплодотворение.
- строение органов достигает наибольшей сложности, а ткани высокой степени специализации, т.е. они максимально приспособлены к выполнению конкретной функции, как в проводящей системе.
- трахеиды заменены на сосуды
- более интенсивный обмен веществ.
2.Заполните схему, используя материалы учебника.
- Жизненные формы покрытосеменных растений:
- Древесная
- Кустарниковая
- Травянистая
3.Зарисуйте и подпишите схему строения покрытосеменного растения.
4.Какие преимущества перед голосеменными растениями имеют покрытосеменные растения.
- Лучше защищены семена. Обладают способностью приспосабливаться к условиям обитания гораздо лучше. Наличие цветков помогает им привлекать пчел и других насекомых. Опыление насекомыми более надежно, чем опыление ветром. Более сложное строение.
5.Подготовьте портрет – описание одного из твоих любимых покрытосеменных растений.
- Одно из моих любимых покрытосеменных растений – земляника. Земляника – многолетнее травянистое растение высотой 5-30 см со стелющимися толстым корневищем, покрытым бурыми прилистниками. От корневища отходят тонкие мочковатые придаточные корни и длинные нитевидные побеги, так называемые «усы», которые укореняются в узлах. Плоды земляники съедобные и используются в пищу животными и человеком.
6.Определите, где произрастают изображенные на фотографиях покрытосеменные растения и запишите места их обитания.
7.Запишите в тетрадь название ядовитых растений, изображенных на рисунке 134 с. 148 учебника.
- Белладона, Донник лекарственный, Дурман, Болиголов, Эфедра, Белена черная, Вороний глаз.
8.Выполниет лабораторную работу «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений», используя инструкцию на с. 146-147 учебника.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений
- Цель: изучить особенности строения покрытосеменных растений на примере шиповника.
Оборудование: лупа, гербарий шиповника с цветками и плодами.
Ход работы:
- Рассмотрите шиповник и опишите его внешний вид.
- Рассмотрите листья шиповника. Сделайте рисунок.
- Рассмотрите цветок шиповника. Опишите его. Подсчитайте и запишите число лепестков венчика, чашелистиков чашечки.
- Рассмотрите и зарисуйте тычинки и пестики.
- Рассмотрите внешний вид плода. Разрежьте его и рассмотрите внутреннее строение, сделайте рисунки.
- Сделайте вывод.
Вывод: Шиповник – колючий кустарник с ветвями, покрытыми шипами. Цветки обычно одиночные, иногда по 2-3 штуки, крупные, диаметр около 3-7 см, 5-лепестные, розового или бледно-пурпурного цвета. Цветок ярко розовый, 5 чашелистиков, 5 лепестков венчика. Плод – маленький орешек. Плоды – разросшееся цветоложе цветка. Шаровидные, сжатые.
9.Заполните таблицу, используя пять знакомых вам покрытосеменных растений.
Сравнительная характеристика покрытосеменных растений
-
Представитель
|
Жизненная форма
|
Продолжительность жизни
|
Особенности строения
|
Место произрастания
|
Значение для человека
|
Одуванчик
|
Травянистое
|
многолетнее
|
Стержневая корневая ситема
|
Повсеместно
|
Лекарственное растение, сорняк
|
Дуб
|
Древесное
|
Многолетнее
|
Плод-жёлудь
|
Лес
|
Хорошая древесина, используется при производстве мебели
|
Картофель
|
Травянистое
|
Многолетнее
|
Есть клубни, плод – ягода
|
Огород
|
Клубни используются в пищу
|
Пшеница
|
Травянистое
|
Однолетнее
|
Соцветие-солос
|
Поле
|
Пищевая промышленность
|
Яблоня
|
Древесное
|
Многолетнее
|
Плод – яблоко
|
Лес
|
Съедобный плод
|
10.Какова роль насекомых в жизни покрытосеменных растений?
- Без насекомых-опылителей размножение растений сильно сократилось бы. Переносят на своих брюшках пыльцу от одного цветка растения на другое.