Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники
Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники
1.Составьте общую характеристику папоротникообразных.
- Папоротникообразные – это высшие споровые растения. Они имеют настоящие корни, стебли и листья. У них достаточно хорошо развиты ткани, что позволило им освоить сушу.
2.Что ограничивает распространение папоротникообразных на Земле?
- Размножение папоротникообразных не может осуществляться без воды, это ограничивает их распространение на Земле.
3.Используя учебник, заполните таблицу.
-
Систематическая группа
|
Особенности строения
|
Представители
|
Папоротники
|
Многолетнее травянистое корневищное растение. Образован пучком сильно расчлененных листьев, отходящих от корневища. Листья – Вайи. Листья имеют черешок, прикрепляющийся к стеблю, который может продолжаться в рахис.
|
Щитовник, страусник, ужовник
|
Хвощи
|
Многолетние споровые корневищные растения с зелеными стеблями, ветвями и чешуйчатыми листьями
|
Хвощ полевой
|
Плауны
|
Листья плауна булавовидного цвета расположены густо, покрывают стебель. Листья цельные, мелкие. Побег разделяется на надземную и подземную части, вглубь почвы от подземной части отходят придаточные корни
|
Плаун булавовидный
|
4.Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте сообщение на тему «Образование каменного угля». План сообщения запишите в тетрадь.
- - Как образуется каменный уголь
- Виды угля
- Как добывают уголь?
- Где используют уголь?
5.Определите, какие растения изображены на фотографиях. Подпишите названия систематических групп, к которым они относятся.
6.Выполните лабораторную работу «Изучение внешнего строение папоротникообразных», используя на с. 135 учебника.
Лабораторная работа
Изучение строения папоротникообразных
- Цель: изучить особенности внешнего строения папоротникообразных.
Оборудование: гербарные экземпляры папоротника и хвоща.
Ход работы:
ХВОЩ:
1) Рассмотрите гербарные экземпляры весенних побегов хвоща. Сделайте рисунок и подписи к нему.
2) Найдите спороносный колосок, рассмотрите его, сделайте рисунок.
Папоротник:
1) Рассмотрите, опишите, зарисуйте внешний вид спороносящего папоротника. На рисунке подпишите основные части растения.
2) Рассмотрите, опишите и зарисуйте внешний вид листа папоротника.
3) Найдите на нижней поверхности листьев папоротника бурые бугорки. Что в них находится.
4) Сделайте вывод.
Вывод: Хвощи – это также многоклеточные травянистые корневищные растения. Листья очень мелкие, чешуевидные, срастаются в трубочки и часто не имеют зеленой окраски. Фотосинтез в стеблях
Папоротник щитовник мужской – корневищное многоклеточное травянистое растения. На нижние стороне листа папоротника находятся буроватые бугорки. Это скопления спорангиев со спорами. Почти все клетки тонкостенные.
7.Сравните особенности строения мхов и папоротников.
- Сходства:
- Это отделы высших споровых растений
- Очень древние растения
- Любят влажную среду обитания
Различия:
- Мхи не имеют корней. Папоротники имеют множетво придаточных корней.
- Листья у листостебельных мхов микроскопичны и очень просто устроены. Листья у папоротников – вайи имеют сложное строение и большие размеры.
- У мхов гаметофитом является взрослое растения, у папоротников – заросток.
- У мхов плохо дифференцированы ткани, у папоротников ткани специализированы
8.Объясните выражение «Кусок каменного угля – консервы солнечные энергии»
- Каменный уголь – это особым образом разложившиеся остатки растений, а как известно, растения растут и развиваются при помощи фотосинтеза, который в естественной среде происходит за счет энергии солнца. Поэтому и получается, что солнечная энергия таким замысловатым образом как бы консервируется в виде каменного угля.