Головосеменные растения
Головосеменные растения
1.Составьте характеристику голосеменных растений, отразив ее в определении термина.
- Голосеменные растения – это древняя группа высших семенных растений, наземные, обычно вечнозеленые деревья и кустарники, которые имеются органы-стебель, корень и листья, размножаются и распространяются эти растения семенами.
2.Чем семя отличается от споры?
- Семя – орган полового размножения и расселения семенных растений, многоклеточная структура, объединяющая запасающую ткань, зародыш и защитный покров.
Спора – одноклеточная единица расселения, имеет малый запас питательных веществ. Спора прорастает при поступлении в клетку влаги.
Отличие:
- семя – многоклеточное, спора – одноклеточная.
- в споре нет запаса питательных веществ и зародыша, а в семени есть и то, и другое.
- семя покрыто семенной кожурой, а спора всего-навсего оболочкой.
3.Каковы особенности хвойных растений?
- У хвойных растений листья редуцированы в иголки. Хвойные растения – ветроопыляемые, половые клетки развиваются в мужских и женских шишках. Хвойные растения выделают фитонциды.
4.Подготовьте презентацию на тему «Хвойные растения нашей местности». План презентации запишите в тетрадь.
- Какие деревья называются хвойными.
Типичные представители нашей местности.
Ель – особенности.
Сосна – особенности.
Лиственница – особенности.
5.Определите, какие хвойные растения изображены на иллюстрациях. Сравните их сходства и различия и подпишите названия.
6.Выполните лабораторную работу «Изучение внешнего строения шишек, хвои и семени голосеменных растений», используя инструкцию на с. 141 учебника.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения шишек, хвои и семени голосеменных растений
- Цель: изучить строение шишек, хвои и семени сосны и ели.
Оборудование: микроскоп, лупа, ветки сосны и ели, шишки, семена, готовый микропрепарат.
Ход работы:
1) Рассмотрите ветку сосны, найдите на ней мужские и женские шишки.
2) Опишите внешний вид мужских шишек. Сделайте рисунок.
3) Рассмотрите при небольшом увеличении микроскопа микропрепарат мужской шишки сосны.
4) Под большим увеличением рассмотрите пыльцу. Зарисуйте ее. Опишите ее внешний вид.
5) Рассмотрите женские шишки сосны первого годы и зрелые шишки, сделайте рисунки.
6) Рассмотрите семя, зарисуйте, подпишите его части.
7) Сделайте вывод.

Вывод: Женская шишка сосны – на верхушка молодых побегов весной можно увидеть маленькие красноватые шишки, это и есть женские шишки. Она состоит из оси, или стержень, на котором располагаются чешуи, на чешуях лежат семязачатки, в каждом из них образуется яйцеклетка.
Мужская шишка – расположены на тех же ветках, что и женские. Расположены у основания молодого побега. Они мелкие, овальные, желтые и собраны в тесные группы. Строение аналогичное женской. На нижней стороне каждой чешуи по два пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца.
7.Заполните таблицу, используя материалы параграфа. Признаки сравнения придумайте самостоятельно.
-
Признаки сравнения
|
Ель
|
Сосна
|
Лиственница
|
Отношение к почве
|
Требовательна
|
Может расти на разных видах почвы
|
Не требовательна
|
Отношение к свету
|
Теневынослива
|
Светолюбива
|
Светолюбива
|
Формы кроны
|
Пирамидальная
|
Стройная или раскидистая
|
Яйцевидная
|
Продолжительность жизни хвоинок
|
5-7 лет
|
2-3 года
|
1 год
|
Способ распространения семян
|
Ветром
|
Ветром
|
Ветром
|
8.Сравните особенности строения голосеменных растений и папоротников.
- Папоротники размножаются спорами, а голосеменные – семенами.
У папоротников – вайи, у голосеменных – иглы.
Папоротники появились раньше, чем голосеменные.
Голосеменные – это деревья, а папоротники могут быть как травянистыми, так и древесными.
Голосеменные – однодомные растения, папоротники – двудомные.
9.Объясните утверждение «Голосеменные растения - настоящие растения».
- Свое название голосеменные получили благодаря семенам, которые лежат открыто, как бы голо. Наличие семян является большим эволюционным шагом, дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми.
10.Почему молодые сосенки под пологом лещины гибнут, а елочки нет?
- Ели – теневыносливые растения. Ее всходы не выдерживают солнечных ожогов на открытой местности и находят благоприятные условия в тени. Светолюбивым соснам не хватает освещения.