18) Изучив текст параграфа, заполните таблицу.
Ответ:
Группа экологических факторов |
Характеристика группы экологических факторов |
Биотические |
Факторы живой природы |
Абиотические |
Факторы неживой природы |
Антропогенные |
Формы воздействия деятельности человека на окружающую среду |
19) Учитесь работать с текстом учебника. Прочитайте инструкцию на с. 27 учебника «Как работать с текстом учебника» . Проработайте текст параграфа в соответствии рекомендациями инструкции. План параграфа запишите в тетради.
Ответ:
1 – Абиотические факторы
2 – Биотические факторы
3 – Антропогенные факторы
20) Решите кроссворд № 1.
Ответ:
По горизонтали:
3 – Способность живых организмов реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния.
4 – Восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств.
6 – Увеличение размеров и массы живых организмов.
7 – Верхний плодородный слой суши
9 – Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и окружающей их средой.
10 – Наука, изучающая сезонные периодические явления в жизни растений и животных.
11 – Наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление.
По вертикале:
1 – Приобретение живыми организмами в процессе жизни новых качеств.
2 – Особая оболочка Земли, составляющая область распространения жизни.
5 – Наука о жизни, о живых организмах, обитающие на Земле.
8 – Воспроизведение организмами себе подобных.
Тренировочные задания
Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
А1) Биология - это наука изучающая
Ответ:
1 – космические тела
2 – живые организмы
3 – строение Земли
4 – минералы
А2) Отношения организмов между собой и с окружающей их средой изучает наука
Ответ:
1 – генетика
2 – цитология
3 – зоология
4 – экология
А3) Растения изучает наука
Ответ:
1 – зоология
2 – микробиология
3 – ботаника
4 – экология
А4) Сезонные и периодические явления в жизни растений и животных изучает наука
Ответ:
1 – фенология
2 – вирусология
3 – бактериология
4 – физиология
А5) Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли, которая называется
Ответ:
1 – биосферой
2 – гидросферой
3 – литосферой
4 – стратосферой
А6) Метод исследований, который позволяет выявить влияние определённых контролируемых условий на изучаемый объект, называют
Ответ:
1 – экспериментом
2 – наблюдением
3 – опытом
4 – измерением
А7) Свойство организма реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния называется
Ответ:
1 – обменом веществ
2 – раздражимостью
3 – развитием
4 – саморегуляцией
А8) Наиболее сложные и разнообразные условия жизни по сравнению с другими средами характерны для
Ответ:
1 – водной среды
2 – наземно-воздушной среды
3 – почвы
4 – живого организма как среды
А9) Среди перечисленных экологических факторов нельзя отнести к группе абиотических
Ответ:
1 – влажность
2 – свет
3 – конкуренцию на пищу
4 – температуру
Задания части В
1) Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В1) Экологические факторы делят на
Ответ:
1 – абиотические
2 – природные
3 - биотические
4 – антропогенные
5 – климатические
6 - сезонные
2) Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В2) Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой обитания.
Ответ:
ОРГАНИЗМЫ
А) медведь
Б) щука
В) акула
Г) крот
Д) заяц
Е) ель
Ж) землеройка
З) дождевой червь
И) паразиты в кишечнике человека
К) простейшие в желудке коровы
СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
1 – наземно-воздушная
2 - водная
3 – почва
4 – другие организмы как среда
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
4 |
4 |
В3) Распределите в соответствии с принадлежностью к царствам живой природы.
Ответ:
ОРГАНИЗМЫ
А) азотобактерии
Б) Береза
В) лось
Г) Дельфин
Д) Паук
Е) Одуванчик
Ж) Опёнок
З) Подберёзовик
И) Сосна
К) Цианобактерия
ЦАРСТВА
1 – Бактерии
2 – Грибы
3 – Растения
4 – Животные
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
1 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |