1) Укажите экологические факторы, наиболее значимые для обитателей водной среды.
Ответ: Плотность среды, давление, температурный режим, свет, кислород, солевой состав.
2) Заполните таблицу «Обитатели мелководий».
Ответ:
Обитатели мелководий |
Особенности строения и образ жизни |
Мидии |
Они прикрепляются к поверхности камней при помощи особых нитей или просто прирастают к камням |
Пескожил |
Подобно дождевому червю, живет в песке (почве) и питается всем съедобным, что попадется в грунте |
Водоросли |
Живут в толще или близ поверхности воды, где проникает достаточно света. Водоросли не могут расти на глубине |
Скат |
Благодаря особой окраске тела, скат маскируется лёжа на грунте |
3) Ответьте на вопросы о планктоне.
а) Каковы особенности организмов, которые входят в состав планктона?
Ответ: Микроскопические парящие или плавающие животные или растения.
б) Каково главное отличие планктонных организмов от рыб (акулы, тунца)?
Ответ: Маленькие размеры.
в) Каково значение планктона?
Ответ: Они служат пищей для водных обитателей.
4) Опишите особенности организмов, обитающих в открытых водах морей и океанов.
Ответ: Обитатели открытых вод имеют мощные плавники и обтекаемую форму тела
5) Рассмотрите рисунок, сравните строение показанных рыб и определите, в какой части водной толщи моря они обитают. Обоснуйте своё мнение.
Ответ: 1. Камбала – это плоская донная рыба, обладает способностью к мимикрии (сливается с песком).
6) С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте сообщение о глубоководных морских обитателях. Напишите план сообщения.
Ответ: 1. Условия жизни в глубоководье
Подведём итоги - что вы узнали о жизни живых организмов в разных уголках Земли
1) Заполните таблицу.
Ответ:
Функции организмов в природных сообществах |
|
|
Организм |
Функции |
|
Растения |
Продуценты |
|
Животные |
Консументы |
|
Грибы |
Редуценты |
|
Бактерии |
Редуценты и продуценты |
|
2) Объясните, какие приспособления имеются у акулы и удильщика, связанные с условиями, в которых они обитают.
Ответ: Акула: обтекаемая форма тела, мощные плавники, жабры.
Удильщик: мощная форма тела, благодаря которой он выдерживает давление воды и «удочка» с фонариком, помогающая удильщику видеть, т.к. на дно плохо проникает свет.
3) Выберите правильный ответ и отметьте его.
Ответ: 1 – Б
2 – В
4) Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.
а) Составьте слово, из предложенных согласных букв и любых подходящих гласных.
Ответ: а) л, с – лес
б) с, т, п – степь
в) т, н, д, р – тундра
б) Составьте слово из предложенных гласных букв и любых подходящих согласных.
Ответ: а) и, о, о, и, я – биология
б) о, а, и – фонарик
в) а, о – планктон
5) Вставьте пропущенные слова.
Ответ: 1. Воздействие людей на природу – это антропогенный фактор.
6) Отыщите пары среди указанных организмов. Укажите, как называются связи между организмами в этих парах: Пищевая цепь
Ответ:
7) Объясните, почему круговорот веществ считают главным условием существования природного сообщества.
Ответ: Чтобы обеспечить бесконечность жизни, вещества должны совершать движение по кругу. Круговорот каждого вещества является частью общего грандиозного круговорота веществ на Земле, т.е. все круговороты тесно связаны между собой.