1) Понаблюдай, как дышат разные животные, живущие в одном водоеме: лягушка, рыба, прудовик, жук-плавунец
Ответ:-
2) Ответь на вопросы
*Зачем лягушка высовывает голову над поверхностью воды?
*Как долго она может находиться над водой?
*Высовывает ли рыба голову из воды, как лягушка?
*Как долго она может находиться над водой?Зачем прудовик поднимается из воды по водному растению?
*Как долго может прудовик находится под водой?
Ответ:-
3) Подумай, какие из этих животных поглощают кислород для дыхания из атмосферного воздуха, а какие получают его растворенным в воде
Ответ:-
4) Понаблюдай и опиши способы передвижения различных животных: летающих, ползающих, бегающих, плавающих. Подумай, зачем всем им нужно двигаться
Ответ:-
5) Пойди на лужайку, покрытую цветущими растениями, и осторожно, не тревожа насекомых, посмотри, что делается в это время в цветках. Постарайся описать и зарисовать свои наблюдения
Ответ:-
6) Во время прогулок по лесу, полю, пустырю, в местах выгона скота подумай и попытайся ответить на вопрос, может ли растение защитить себя от врагов. Зарисуй растения, имеющие защитные приспособления
Ответ:-
7) Вырасти за лето на грядке какие-нибудь овощи и опиши свои наблюдения
*Приходилось ли молодым растеньицам бороться с неблагоприятными условиями?
*Были ли у них враги?
*Все ли посаженные тобой растения выжили?
Ответ:-
8) Запиши примеры отрицательного влияния человека на природу, которые ты наблюдал в своей местности. Предложи план улучшения состояния окружающей среды
Ответ:-
9) Понаблюдай по пять-семь минут в течение нескольких дней за муравейником. Опиши поведение муравьев
Ответ:-
Это нужно знать каждому!
Правила поведения в природе
Ответ:
1) Помни, что в лесу, в поле, на лугу мы – гости, а потому не должны создавать постороннего шума в мире, наполненном своими звуками – сигналами
2) Собирать гербарии можно, используя только сорные растения или листья, поврежденные насекомыми-вредителями
3) Старайся не навредить растениям, насекомым. Наблюдай за жизнью животных, но не уничтожай их даже для составления коллекции
4) После правила или отдыха проверь, не остался ли мусор на чистой и красивой поляне. Веди себя в природе как Человек разумный
10) Изучи правила поведения в природе. Составь вместе с одноклассниками свой «кодекс поведения» в природе, учитывая особенности местности, где вы живете. Запиши свои предложения
Ответ: На природе не следует ничего ломать, рвать просто так. Заботливо относиться к деревьям, кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву. Для костра собирают только сухостой. Заботливо относится к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного! Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты, не срывать недозрелых плодов и ягод. Брать от природы только то, что можно употреблять. Собирать грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. Оставлять нижнюю часть ножки в земле.
11) Выбери одну из тем для проведения летних наблюдений или опытов. Запиши название темы или план проведения опыта. Отчет о летней работе подготовь к началу нового учебного года
Ответ: Защита растений от врагов. Двулетнее травянистое растение борщевик из семейства зонтичных известно всем. Он растет на лугах, опушках, вдоль дорог. В высоту борщевик достигает 2,5 м, имеет полый стебель, большие листья и белые цветки, собранные в зонтики. Встречается два вида борщевика: обыкновенный и пушистый, и оба представляют опасность в течение всего лета. Даже срубленное, увядшее растение способно навредить ребенку, особенно тому, кто любит мастерить из стеблей трубочки, дудочки, брызгалки и лодочки. Все части этого ядовитого растения одержат эфирные масла и другие активные вещества. Капля сока борщевика при попадании на кожу или слизистую может вызвать сильнейшие ожоги, сопровождающиеся болью, покраснением, волдырями, эрозией
* При выполнении заданий ты будешь вести наблюдения. Запиши результаты своих наблюдений в дневник
Ответ:
Дневник исследователя
Дата |
Что наблюдаю |
Что думаю о причинах наблюдаемых явлений |
20.06 |
За муравейником |
Муравьи начинают трудиться очень рано и трудятся до заката солнца, носят все в муравейник, запасая на зимний период еду, утепляют вой муравейник |
30.06 |
Птицы молчат перед дождем |
При приближении дождя птицы начинают летать очень низко, а потом и вовсе перестают чирикать, они прячутся в своих гнездах или укрываются |
2.07 |
Ягоды краснеют |
Земляника сначала цвела красивыми белыми цветками, потом появились ягоды, а затем они начинают краснеть, причем, если было сильно дождливое начало лета, они гниют, а так как погода стояла хорошая, ягоды выросли крупными и вкусными |
1) Экскурсии
Ответ:
Для того, чтобы ближе познакомиться с жизнью живых организмов, полезно совершать экскурсии в природу. Экскурсия (от латинского лова excursion – поездка) – коллективная прогулка с образовательной целью.
На экскурсию возьми с собой блокнот или тетрадь. Туда ты будешь записывать или зарисовывать то, что удалось увидеть. Предлагаем тебе образец дневника наблюдений
Дата |
Тема экскурсии |
Что наблюдаю |
Что думаю о причинах наблюдаемых явлений |
15.05 |
Живая и неживая природа |
Окружающую среду |
Взаимодействие живой и неживой природы |
После экскурсии нужно будет подготовить отчет и сдать его на проверку учителю. Поэтому мы прилагаем к каждой экскурсии карточку-задание, которая поможет тебе не только во время проведения экскурсии, но и дома при подготовке отчета
Экскурсия «Живая и неживая природа»
Цель экскурсии:
Ответ:
Сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе
Дата проведения экскурсии 15.05
Карточка-задание
1) Найди по три-четыре тела неживой и живой природы. Назови их
2) Собери образцы горных пород (гранит, песок, глину и др.), охарактеризуй их свойства. Результаты своих наблюдений внеси в таблицу
3) Нарисуй две березы (или две ели) разной высоты. Поясни, какое свойство живых организмов отражено на рисунке
4) Понаблюдай за каким-нибудь животным и опиши его движения
5) Объясни, какое значение имеет движение в его жизни
6) Сделай вывод о различиях тел неживой природы и живых организмов
7) Оформи отчет об экскурсии
Отчет об экскурсии
1) Тела неживой природы:
Ответ: камень, гранит, песок, глина
* Тела живой природы:
Ответ: береза, ель, муравей, паук
2) Свойства горных пород
Ответ:
Горная порода |
Цвет |
Блеск («+» или «-») |
Рыхлость («+» или «-») |
Плотность («+» или «-») |
Гранит |
серый |
+ |
- |
+ |
Песок |
коричневый |
- |
+ |
- |
Глина |
Красно-коричневый |
- |
+ |
+ |
3) Признаки живых организмов
Ответ: дышат кислородом, передвигаются, необходима вода
4) Способы передвижения животных
Ответ: плавают, летают, прыгают, бегают
* Значение движения в их жизни
Ответ: защита от врагов, ищут пищу
Вывод: для живых организмов необходим кислород, вода, для животных большую роль играет скорость передвижения
Экскурсия «Живые организмы зимой»
Цель экскурсии: научиться наблюдать взаимосвязи организмов в живой природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм
Дата проведения экскурсии 20.01.2015
Отчет об экскурсии
1) Растения в лесу расположены ярусами
Ответ:
*Причина: светолюбивость растений, частота посадок
Ответ:
*Причина: водой и питательными веществами растению приходится делится с другими растениями
Ответ:
* Причина: достаточно света, питательных веществ, воды
Ответ:
* Листья-иголки – приспособление вечнозеленых растений. Это приспособление возникло в процессе эволюции для уменьшения скорости испарения воды листьями
Ответ:
* Эти животные питаются
Ответ: Многие лесные обитатели на зиму делают запас еды, чтобы зимой не умереть с голоду. Так, например, лесная мышь собирает желуди и орехи в качестве запасов, и складывает их в дупла, в норы и под пни, А белки прячут орешки в лесной подстилке, засовывают за кору деревьев, а между ветвей деревьев укрепляют грибы, собранные с осени. Все это им помогает пережить зиму в лесу
2) Пример положительного влияния человека на лес
Ответ: Защита насекомых и различных вредных насекомых химическими веществами. Восстановление зеленых участков зеленого насаждения, посредством посадки новых деревьев. Тушение пожаров (например, летом, когда горит торф, то есть виновата природа)
* Пример отрицательного влияния человека на лес
Ответ: 1) поджоги, в следствии, неосторожности и безалаберности человека
2) охота на редкие виды животных и птиц
3) вырубка лесов в промышленных целях
Вывод: на живые организмы влияют различные факторы среды:
а) неживая природа: температура, вода, воздух, климат
б) живая природа: другие растения и животные, микроорганизмы
в) антропогенный фактор – человек воздействует на природу
Экскурсия «Живые организмы весной»
Цель экскурсии: наблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества; ознакомиться с многообразием живых организмов
Дата проведения экскурсии 20.04.2015
Отчет об экскурсии
1) Раннецветущие растения
* значение раннего цветения для этих растений
Ответ: пока вокруг почти нет других цветов, они гарантировано привлекут насекомых-опылителей. Нет молодой липкой листвы, которая задерживает пыльцу
2) Ярусное расположение растений в лесу
* Значение ярусного расположения для растений
Ответ: Для того, чтобы каждое растение могло получить максимальное количество солнечной энергии, нужное для фотосинтеза
3) В темном еловом лесу у многих травянистых растений светлая окраска цветков
* Причина
Ответ: это приспособление к секундному освещению под пологом елового леса. Белые цветки лучше, чем любые другие, заметны в полумраке, их легче всего находят насекомые-опылители
4) Животные, встречающиеся в лесу
Ответ: волки, кабаны, зайцы, тетерев, дятел, муравей
5) С приходом весны на деревьях распускаются почки
* Причина распускания почек
Ответ: весной начинает таять снег, почва постепенно отмерзает и корневая система начинает всасывать воду с растворенными в ней минеральными веществами. И когда дереву будет не хватать этих самых веществ, то и будут образовываться почки для получения органических веществ из неорганических (фотосинтез)
6) Под влиянием деятельности человека происходят изменения в природе, в том числе в нашей местности. Положительное влияние деятельности человека
Ответ: строительство заповедников, заказников, национальных парков, подкармливание животных, создание новых видов растений
* Отрицательное влияние деятельности человека
Ответ: 1) Человек извлекает из природы невосполнимые природные ресурсы, которые образовывались тысячи лет так как: каменный уголь, нефть, газ
2) вырубаются леса
3) пожары ленные из-за нерадивого отношения людей к природе
4) осушаются леса, что нарушается водный баланс в природных сообществах
5) строительство промышленных сооружений, без специальных уловителей (по отношению к атмосфере, гидросфере, литосфере)
6) выброс в природу бытовых и промышленных отходов производства
Выводы:
Ответ:
а) в одном сообществе неслучайно живут разные растения. Это связано с тем, что для разных растений необходимы одни и те же условия
б) животные играют важную роль в жизни растений, так как животные играют, прежде всего, важнейшую роль в образовании почв, особенно беспозвоночные – насекомые, клещи, кивсяки, дождевые черви и моллюски. Там, где много беспозвоночных – почвообразователей, очень хорошо развивается и растительный покров Земли. Вторая исключительно важная роль животных – уничтожение больных и недостаточно жизнеспособных экземпляров растений
2) Практические работы по экологии
В рабочей тетради представлены только те практические работы, которые требуют записей их проведении
Практическая работа «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»
Цель работы: научиться бережно относиться к природе
Заполните таблицу
Ответ:
Количество деревьев (кустарников) на пробной площадке |
Количество поврежденных деревьев |
Санитарное состояние деревьев |
Предложения по уходу за поврежденными деревьями |
10 |
5 |
Удовлетворит. |
Опрыскивание от насекомых |
20 |
12 |
Удовлетворит. |
Удобрение почвы |
30 |
18 |
Удовлетворит. |
Защита от животных |
*Вывод:
Ответ:
многие растения повреждены, причины этому могут быть разные – животные, плохая почва, нехватка удобрений, нападение насекомых, главное оказывать растениям посильную помощь
Практическая работа «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров»
Цель работы: принять участие в мероприятиях по учету расхода воды и электроэнергии в школе. Выявить неблагоприятные для человека условия окружающей среды
Дневник наблюдений
Ответ:
Дата проведения наблюдения |
Напрасно горит свет |
Напрасно льется вода из крана |
Санитарное состояние помещений |
Состояние комнатных растений |
20.06 |
+ |
+ |
Удовлетворит. |
Удовлетворит. |
30.06 |
- |
- |
Удовлетворит. |
Удовлетворит. |
10.07 |
- |
+ |
Хорошее |
Хорошее |
Практическая работа «Подкормка птиц зимой»
Цель работы: оказать практическую помощь пернатым
Дневник наблюдений
Ответ:
Дата проведения наблюдений |
Что наблюдаю |
10.10 |
Птицам пока подкормка не нужна, питаются ягодами рябины, калины, боярышника |
11.12 |
С опаской подлетают к кормушкам, но все-таки питаются из кормушек |
20.01 |
Постоянно прилетают к кормушкам, уже практически не боятся даже наблюдателей |
6.03 |
Привыкли к наблюдениям за ними, питаются, играют возле кормушек |
Практическая работа «Красота и гармония в природе»
Цель работы: обратить внимание на красоту и гармонию во внешнем облике живых организмов
1) Дерево, которое мне больше всего понравилось
Почему мне понравилось именно это дерево?
Ответ:
Оно стоит обособленно от всех остальных, на опушке недалеко от леса, оно очень красивое, у него огромная крона и оно очень высокое
* Листья растений, имеющие разные оттенки зеленого
Ответ:
2) Живой организм, у которого правая и левая половинки одинаковы (симметричны)
Ответ: