1) Дай определения понятий, пользуясь текстом параграфа
Ответ: Растительное сообщество – на однородной территории (в лесу, в болоте, на лугу), имеющей определенную почву, влажность и освещенность, растут разные растения, приспособившиеся к совместной жизни
Природное сообщество, или биоценоз – совокупность видов растений, животных, грибов, бактерий, длительное время сосуществовавших в определенном пространстве и взаимосвязанных между собой
Пищевая цепь – ряд организмов, в котором каждый предыдущий служит пищей для последующего
2) Выскажи свою точку зрения, ответив на вопрос: можно ли утверждать, что на знакомых тебе рисунках 105-107, приведенных в §39 учебника, представлены различные природные сообщества?
Ответ:
Номер рисунка |
Название рисунка |
Представлено ли природное сообщество: да («+»), нет (« - ») |
Доказательства |
105 |
Обитатели леса |
+ |
Разные растения и животные живут на одной территории |
106 |
Обитатели луга |
+ |
Разные растения и животные занимают одну и ту же территорию |
107 |
Обитатели пресного водоема |
+ |
Приспособлены растения и животные к одной и той же природной среде |
3) Докажи, что ярусное расположение живых организмов в лесу (вернись к рисунку 85, В, §29) позволяет им существовать на одной территории. Приведи доказательства, завершив следующий текст
Уживаться в одном сообществе живым организмам позволяют:
* потребность растений и животных в разных питательных веществах, например
Ответ: углеводах, микроорганизмах, белках, жирах и т.д.
* потребность животных в разной пище, например
Ответ: волки питаются мелкими животными, дятлы питаются личинками и вредителями деревьев
* разная потребность растений в количестве света, например
Ответ: остатки пищи, останки животных, раскладывающиеся остатки пищи
4*) Нарисуй (или назови) несколько живых организмов – обитателей леса (или луга), влияющих на жизнедеятельность друг друга
Ответ:
Дз 1) Подумай, что интересного о жизни луга или леса ты сможешь рассказывать своим друзьям. Напиши короткий рассказ о любом природном сообществе на территории местности, где ты живешь. Отметь, какое влияние на жизнь этого сообщества оказывает хозяйственная деятельность человека
Ответ:
Жизнь луга |
Ночью луг очень красивый. В небе светит серебристый месяц. В траве стрекочут сверчки. Тихо, тихо, журчит прохладный ручеек. В ручейке серебрится лунный свет. Маленькие серы мышки снуют туда-сюда. Они заготавливают себе припасы на зиму. Вдруг над лугом пролетела летучая мышь. Но никто из обитателей луга ее не испугался. Местами пролетают светлячки. Ночной луг тих и спокоен |
Жизнь леса |
Лес – это целый мир, полный жизни. Обитатели леса не слишком любят показываться на глаза гостям. Прячутся в норках лисы, за кустом таятся трусливые зайки. Но если долго гулять по лесу весной, летом или ранней осенью, то обязательно заметишь, как кипит жизнь под кронами деревьев. Если прийти в лес утром, между стволами деревьев еще стоит белесый туман. Трава мокра от росы, а деревья стряхивают на путника целый дождь. В гуще леса темно. Но вот солнце пробивается сквозь листву и озаряет лесной мир. Птички радостно приветствуют солнышко – ведь теперь им не угрожает хищная ночная сова! Пернатые начинают свой обычный дневной щебет. Прыгают по ветвям беспечные маленькие синички и чижики. Характерно «поскрипывает» в своем гнезде хозяйственный скворец. Стучит по стволу дятел в красной шапочке. Этот трудяга вытаскивает из-под коры вредных для деревьев насекомых. Где-то в чаще поет иволга: как будто нежные звуки флейты разливаются по лесу |
2) Составь схему пищевых связей в любом из природных сообществ местности, в которой ты живешь
Ответ: