1)Прочитайте в тексте 3 учебника о важнейших признаках живых организмов. Докажите, что автомобиль неживой объект. Приведите не менее трех аргументов.
Ответ:
1) Он не может разговаривать
2) Он не может сам питаться
3) У него нет рук
2) Прочитайте текст и установите, о представителях какого царства живой природы идет в нем речь
Они очень малы, даже трудно представить себе их действительные размеры. Их можно различить только в мощный микроскоп, увеличивающий в тысячи раз. Они проникают всюду, в бесчисленном множестве населяют почву. Воду, наземно-воздушную среду, другие организмы.
Ответ: Это представители царства Бактерии.
3) Установите соответствие между царствами живой природы и их характерными особенностями.
Ответ: Царства
Растения 1, 2
Животные 3, 4,
Грибы 5, 6
Бактерии 7, 8, 9, 10
*ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1) Наиболее благоприятная среда жизни – почва. 2) Создают органические вещества. 3) Потребляют органические вещества. 4) Активно передвигаются в пространстве. 5) Растут всю жизнь. 6) Могут обитать в экстремальных условиях. 7) Рост ограничен. 8) Могут быть причиной опасных заболеваний. 9) Не передвигаются активно в пространстве. 10) Обитают повсюду.
а) Какие признаки сближают грибы с растениями?
б) Какие признаки сближают грибы с животными?
Ответ: а) 1, 5, 6
б) 3, 6
4) Прочитайте отрывок из книги В. В. Бианки «Лесная газета» Ответьте на вопросы.
Пруды уже начали затягиваться ряской. Некоторые говорят: тиной. Но тина тиной, а ряска ряской. На других ряска не похожа. Маленький корешок и плавучая зеленая лепешечка с продолговатыми выступами. Эти выступы - лепешка-стебелек и лепешки-веточки. Листьев у ряски нет. А вот цветы иногда появляются, но это случается очень, очень редко. Не нужны ряске цветы. Она размножается просто и быстро. Отломится от стебелька-лепешки лепешка-веточка - вот и стало из одного растения два.
К какому царству относят описанный живой организм - ряску?
Ответ: Растения
*К какому типу или отделу относят ряску?
Ответ: к отделу - зеленые водоросли
*Напишите признаки, по которым вы определили систематическое положение ряски?
Ответ: Появление цветков, наличие корешка и стебелька
5) Прочитайте описание представителей отделов Покрытосеменных и Голосеменных на рисунке 1.3 учебника. Выявите основные признаки, по которым ученые-систематики различают данные растения.
Ответ: Голосеменные – семена лежат долго, цветка нет.
Покрытосеменные – есть цветок, семена находятся в плоде.
6) Прочитайте в тексте 5 учебника о деятельности человека как экологическом факторе. Приведите примеры из личного опыта:
Положительного влияния человека на живую природу:
Ответ: Лесонасаждения, охрана природы, подкормка
*Отрицательного влияния человека на живую природу:
Ответ: Загрязнение воздуха, почв, браконьерство, вырубка лесов, распашка степей и многое другое.
7) Прочитайте текст и установите, о каком экологическом факторе в нем идет речь.
Восходы и заходы Солнца, изменения длительности дня и ночи определяют ритм жизни животных и растений, влияют на их суточную активность, стимулируют сезонные изменения в природе.
Данный экологический фактор также нужен большинству животных для ориентации в пространстве.
Ответ: Экологический фактор: продолжительность светового дня.
8) Прочитайте фрагмент из рассказа С. Ф. Стариковича. Установите, об организме какого вида идет речь. Подчеркните в тексте приспособления данного организма к среде обитания.
"Узнать, где спина и живот, не трудно: спина выпуклее и как бы загорелее плоского животика. Голову найти тоже легко - она остренькая и всегда темнее хвоста. В противовес ей светлый задний конец тела закруглен, лопатообразен, хотя эта лопата по прямому назначению не используется - ходы прокладываются головой. Заострив голову, землепроходец вонзает ее в почву. Потом, натужив мышцы, раздувает головушку, и она отодвигает комочки почвы. Если в плотной земле голова разламывается от натуги, приходится брать горлом - выедать себе квартиру... Тело покрывается обильной слизью, которая служит превосходной смазкой для протискивания сквозь землю".
Ответ: Вид организма – Крот.
Среда обитания – Почва.
9) Прочитайте текст и установите, о какой жизненной форме растений идет речь.
В тропическом лесу повсюду видны лазающие растения. Они обвиваются вокруг стволов, свешиваются с ветвей, перекидываются с дерева на дерево, ползут по земле или лежат на ней спутанными клубками.
Ответ: Жизненная форма растений – Лиана.
*Приведите примеры комнатных растений с такой же жизненной формой.
Ответ: вьюнок, хмель
10) Прочитайте текст и установите, о каком природном сообществе в нем идет речь
Здесь деревья, кустарники и травы собраны не случайно. Они расположены этажами, что обеспечивает полное использование потока света. В отличие от окружающих открытых мест, в этом природном сообществе складывается равномерный мягкий климат.
Ответ: Природное сообщество – Ярусы
11) Прочитайте пословицы и поговорки и объясните их смысл.
Лес и вода – брат и сестра.
Ответ: Потому что они находятся в одной местности
*Лес родит реки.
Ответ: Потому что кругом леса много тени и там влажно
*Леса хранят воду.
Ответ: Потому что оес стоит как стена и не пропускает воду
12) Прочитайте текст о болоте.
Болото - участок земной поверхности, постоянно или большую часть года насыщенный водой и покрытый особой болотной растительностью. Она характеризуется накоплением мертвых неразложившихся растительных остатков, со временем превращающихся в торф.
Болота возникают при зарастании озер, в результате переувлажнения почвы, при неглубоком залегании грунтовых вод и т.д.
Какие экологические факторы определяют особенности среды обитания на болоте?
Ответ: Высокая влажность, скопления мертвых растительных остатков.
*Какие приспособления сформировались у живых организмов болот к каждому из этих факторов?
Ответ: Из-за избыточной влаги на болоте нет древесных форм. Многие растения - хищники, т.к. на болотах органические вещества оседают на дне.
*Спрогнозируйте возможные последствия воздействия человека на болото и его обитателей.
Ответ: Если люди осушат болота, то не будет ягод и деревья засохнут