1. С помощью карты учебника нанесите на контурную карту (с. 28-29) месторождения полезных ископаемых. Воспользуйтесь известными вам условными знаками. Распределите работу: пусть один из вас нанесет месторождения каменного и бурого угля, а другой - нефти и природного газа. Проверьте друг друга. Дома нанеси на контурную карту другие полезные ископаемые (по своему выбору).
2. Практическая работа "Изучение полезных ископаемых". Цель работы: определить название и свойства полезного ископаемого. 1) Рассмотрите образец полезного ископаемого. Пользуясь иллюстрациями учебника или атласом-определителем, узнайте его название. 2) Установите свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, другие (например, блеск, запах). Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет. Запишите. 3) Подготовьте устно описание полезного ископаемого по плану, приведенному в учебнике. 4) Представьте классу результаты вашей работы. Выслушайте и оцените сообщения других групп.
3. С помощью учебника заполните таблицу.
Признаки для сравнения | Нефть | Природный газ |
Происхождение | Образовано из остатков растений и животных | Образовано из остатков растений и животных |
Свойства | Густая, маслянистая, жидкая, темного цвета, с резким запахом | Бесцветный, легкий, горючий, без запаха |
Применение | Топливо, масла, пластмассы, волокна для тканей | Топливо, пластмассы, волокна ценных материалов |
Способы добычи | Буровые скважины | Скважины |
Способы транспортировки | Нефтепровод, железнодорожные цистерны, нефтеналивные танкеры | Газопровод, танкеры-газовозы |
Бережное отношение | Нельзя допускать разлива нефти при добыче и перевозке | Газ нужно экономить, не допускать утечку в быту |