1) Животный мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Укажите, какие из нижеперечисленных организмов относят к царствам
1- Трутовик
2- Гепард
3- Львиный зев
4- Куколка майского жука
5- Туберкулезная палочка
6- Кладония
7- Поденка
8- Вирус СПИДа
9- Кукушкин лен
10- Фитофтора
11- Бересклет
12- Олений мох
13- Молочная планария
14- Мукор
15- Тритон
Ответ:
Растений - Фиьлфьлоа молочная планирия
Грибы - Трутовик, олений мох, мукор
Животные - Гепард, бересклет
Бактерии - Туберкулезная палочка
Есть ли среди них организмы, которые не относятся к указанным царствам? Отметьте особенности их строения.
Ответ: Все остальные не относятся к указанным царствам.
2) Перечислите признаки живых существ. Опишите одно из свойств живого.
Ответ: Питание, дыхание, размножение, движение, рост и развитие, обмен веществ и энергии, выделени, координация и регуляция.
Гетеротрофы получают органические вещества в готовом виде, с пищей. К гетеротрофам относятся животные, грибы и большинство бактерий. Способы пистания гетеротрофов:
1- Хищники - убивают жертву, а затем съедают (лев, щука, оса).
2- Паразиты - поедают живую жертву (вирус гриппа, туберкулезная палоска, дизентерийная амеба, аскарида и т.п.).
3- Сапрофиты (сапротрофы) - питаются мертвыми организмами (личинки мясных мух, плесневые грибы, бактерии гниения).
4- Симбионты - получают питание от другого организма на взаимовыгодной основе. Например: Микориза (грабокорень) - симбиоз гриба и растения. Растение дает грибу глюкозу (которую делает при фотосинтезе), а гриб дает растению воду и минеральные соли. Лишайник - симбиоз грибов и водорослей. Водоросли дают грибу глюкозу, а гриб водорослям - соли и воду. Клубеньковые бактерии живут в смециальных утолщениях (клубеньках) на корнях растений семейства бобовых. Растения дают бактериям глюкозу, а бактерии дают растениям соли азота, которые они получают при фиксации азота воздуха.
3) Заполните пропуски в предложениях.
Ответ: Совокупность происходящих в организме многочисленных химических превращений веществ, поступивших из внешней среды при питании и дыхании, называют обменом веществ. Непрерывность существования жизни поддерживается самовоспроизведением. Свойство, позволяющее организмам ориентировать и выживаться и выживать в окружающей среде, называют раздражимостью.
4) Перечислите основные химические компоненты живого.
Ответ: Признаки - зарождение, развитие, питание, удаление отходов жизнедеятельности, размножение, старение, смерть.
Подчеркните названия органических веществ.
5) Как организмы приспособлены к среде обитания? Какое это имеет биологическое значение?
Ответ: Приспособленность проявляется в особенностях внешнего и внутреннего строения, функциях, поведении в зависимости от среды проживания.
6) Заполните таблицу "Приспособления организмов к определенным условиям существования".
Ответ:
Организм | Особенности строения | Особенности жизнедеятельности |
1 | 2 | 3 |
Аскарида | Круглый червь | Паразит |
Тюлень | Млекопитающее, ластоногое | Хищник |
Пырей | Злаковое растение, конвищный, многолетник | Сорное растение |
Бактерия | Простейшее, одноклеточное | В зависимости от вида |
7) Среди перечисленных ниже организмов подчеркните одной чертой гетеротрофные, двумя - автортофные:
а) полынь
б) острица
в) утконос
г) хламидомонада
д) амеба
е) рожь
ж) акация
з) жерлянка
Ответ:
Гетеротрофные: Острица, утконос, амеба, жерлянка (2,3,5,8)
Автотрофные: Полынь, хламидомонада, рожь, акация (1,4,6,7)
Укажите их отличительные черты
Ответ: Гетеротрофы: Острица принадлежит к нематодам, утконос - млекопитающее, амеба - простейшее, жерлянка - земноводное
Автотрофы: Хламидомонада - водоросль, акация принадлежит к бобовым, полынь - травянистое настение, а рожь - это злак.
8) Опишите, как происходит развитие живого организма.
Ответ: Развитие идет по направлению от простого к сложному, к увеличению происпособленности организма к окружающей среде. Замедлить развитие могут различные химические вещества, ухудшение внешних условий и нехватка пищи.