Главная8 классБиологияРабочая тетрадь по биологии 8 класс Колёсов Д.В, Маш Р.Д, Беляев И.Н.Тема 5. Внутренняя среда организма
НА ГЛАВНУЮ!

Тема 5. Внутренняя среда организма

69. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

 

 

70. Назовите три жидкости, составляющие внутреннюю среду организма.

 

 

71. Ответьте, работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянство внутренней среды организма.

 

 

72. Укажите, где располагаются структуры, сигнализирующие регулирующим системам об отклонении концентрации определённого вещества в жидкостях внутренней среды организма от нормального диапазона.

 

 

74. Зарисуйте и опишите строение и функции форменных элементов крови, используя следующую таблицу.

 

 

74. Прочитайте статью «Состав крови» (§17). Ответьте на вопросы.

 

1) Почему артериальная кровь ярко - алая, а венозная – тёмно - вишнёвая? (Опишите процессы, происходящие с гемоглобином при превращении венозной крови в артериальную и артериальной крови в венозную.)

 

 

2) Следователь, изучая подозрительные капли крови, обнаружил, что её эритроциты имеют ядро. Могли ли такая кровь принадлежать человеку?

 

 

А курице?

 

 

3) Фагоциты уничтожают чужеродные клетки – антигены путём их захвата. А как действуют лимфоциты?

 

 

75.Прочитайте материал о тромбоцитах(§17). Дополните схему, отражающую порядок событий, происходящих при свёртывании крови.

 

 

76. Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.

 

Гемофилия – наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свертывания крови. Врождённое изменение структуры ДНК (определённого гена) приводит к тому, что у человека не образуются необходимые белки – факторы свёртывания. В результате резко взрастает опасность гибели человека, даже при незначительной травме. Обычно болезнью страдают мужчины, женщины же являются носительницами гена гемофилии и могут родить больных сыновей или дочерей – носительниц. Самой известной в истории носительницей гена гемофилии была английская королева Виктория, которая передала этот патологический ген своим потомкам – представителям царских семей Европы. Царевич Алексей – сын последнего российского императора Николая II – страдал гемофилией. Ген гемофилии он получил от матери -  императрицы Александры, которая была внучатой племянницей королевы Виктории. Наиболее распространённое заблуждение о гемофилии – это то, что больной гемофилией может истечь кровью от малейшей царапины. На самом деле, кровотечение из мелких ссадин и порезов у гемофиликов прекращается почти так же быстро, как и у здоровых людей. Опасны крупные ранения, хирургические операции, удаление зубов. А также внутренние кровоизлияния в мышцы и суставы.

Как вы считает, в каком направлении должна развиваться помощь людям, живущим с диагнозом «гемофилия»? какие лекарственные препараты необходимы для компенсации этого заболевания?

 

 

77. Прочитайте дополнительный материал и сформулируйте к нему вопрос.

 

При повреждении сосуда вся кровь не сворачивается благодаря наличию системы противосвёртывания. Специальные белки плазмы препятствуют распространению реакции далеко от места повреждения сосуда. Они присоединяются к факторам свёртывания и блокируют их. Если этих белков недостаточно, то сгусток крови вырастает очень большой и возникает опасность тромбоза (закупорки) сосудов. Это заболевание получило название тромбофилия. В 70% случаев тромбофилия имеет наследственную природу.

 

 

78. Прочитайте статью «Защитные барьеры организма» (§18). Заполните таблицу.

 

 

79. Дайте определение понятия иммунитет.

 

  

80. Дополните схему иммунной системы организма человека.

 

 

81. Заполните таблицу.

 

 

82. Прочитав статью «Воспаление» (§18), напишите в правом столбце таблицы процессы, происходящие в поражённых тканях.

 

 

83. Допишите приведённые утверждения.

 

 

84. Напишите, какие процессы в организме имеют место в скрытый, острый периоды болезни и при выздоровлении.

 

85. Прочитайте статью «Инфекционные болезни» (§18). Ответьте на вопросы.

 

1) Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему?

 

 

2) Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды?

 

 

3) Вчём состоит опасность бацилло- и вирусоносительства?

 

 

86. Прочитайте статьи «История изобретения вакцин» и «Лечебные сыворотки» (§19) и запишите в табличной форме разницу между вакцинами и лечебными сыворотками.

 

 

87. Изучите рисунок 60 на с. 122 учебника. Заполните пропуски в тексте об изготовлении и применении антидифтерийной сыворотки, приведённое ниже.

 

 

88. Прочитайте статью «Аллергию» (§19). Впишите в текст о развитии аллергического процесса необходимые термины.

 

 

89. Прочитайте статью «Переливание крови» (§19). Укажите стрелками теоретические пути переливания крови.

 

 

90. Повторите информацию о факторах, по которым различаются группы крови у человека.

 

 

Переливание совместимой крови, но другой группы крови проводится капельным способом и в небольших объёмах, поэтому несовместимые антитела донорской крови разбавляются плазмой реципиента и не могут склеить эритроциты, содержащие несовместимые антигены.

При переливании несовместимой крови антигены донорских эритроцитов попадают сразу в плазму реципиента с высокой концентрацией антител, и донорские эритроциты склеиваются.

Однако в настоящее время пациенту стараются переливать кровь столько своей группы.

Знаете ли вы свою группу крови? Если нет, спросите у родителей и запишите её в тетрадь.

 

 

91. Прочитайте статью «Резус - фактор» (§19). Ответьте на вопросы.

 

1) Что происходит в организме резус – отрицательной женщины, если она вынашивает резус – положительного ребёнка в первую беременность?

 

2) Что происходит при повторной беременности, если плод снова резус – положительный?

 

 

3) С наследственным или приобретённым иммунитетом связаны: а) несовместимость групп крови по системе АВ0;

 

 

б) резус-конфликт?

 

 

92. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

 

 

93. Решите кроссворд № 5.

 




Перейти к оглавлению