Главная8 классБиологияРабочая тетрадь по биологии 8 класс Колёсов Д.В, Маш Р.Д, Беляев И.Н.Тема 4. Опорно-двигательная система
НА ГЛАВНУЮ!

Тема 4. Опорно-двигательная система

36. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

 

 

37. Прочитайте §10. Представьте в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы.

 

 

38. Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения.

 

 

39. Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг.

 

 

40. Ответьте, почему, несмотря на то, что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее.

 

 

41. Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с. 69-70 учебника).

 

 

42. Прочитайте § 11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите названия парных и непарных костей черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке.

 

43. Какие функции опорно-двигательного аппарата осуществляются благодаря подвижности нижней челюсти?

 

 

44. Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы.

1) Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека – четыре?

 

 

2) Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а человека их нет?

 

 

3) Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков человека больше, чем у шимпанзе?

 

 

4) Почему таз у человека имеет форму чаши, а шимпанзе – нет?

 

 

45. На рисунке изображены шейный, грудной и поясничный позвонки. Общие части позвонков обозначены цифрами, отличительные признаки частей позвонков цифры и буквы, которыми они отмечены на рисунке:

 

 

Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков?

 

 

46. Назовите показанные на рисунке кости.

 

 

47. Ответьте на вопросы.

 

1) Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей?

 

 

2) Сколько пар рёбер заканчивается свободно?

 

 

3) Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками?

 

 

48. Какие структуры образуют грудную полость человека? Вспомните, у какой группы организмов впервые в процессе эволюции появилась грудная полость такого строения. Какие органы расположены в грудной полости?

 

 

49. Напишите названия указанных на рисунке частей сустава.

 

 

50. Сделайте подписи к рисункам.

 

 

51. Допишите утверждения.

 

 

52. Повторите статью «Разновидности мышечной ткани» (§8). Нарисуйте клетку гладкой и клетку поперечнополосатой мышечной ткани.

 

Отметьте особенности поперечнополосатой мышечной ткани:

 

 

53. Рассмотрите рисунок 40 в учебнике. Найдите брюшко и сухожилия двуглавой мышцы. Прочитав статьи «Макроскопическое строение мышц» и «Движения в суставах» (§13), впишите определяемые ниже понятия.

 

 

54. Выполните лабораторную работу «Мышцы человеческого тела» (с. 86 – 89 учебника) и, изучив рисунки 41 и 42, заполните правый столбец таблицы.

 

 

55. Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты.

 

 

56. На рисунке показан мотонейрон. Подпишите его части.

 

 

Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке.

 

 

57. Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом).

 

 

58. Укажите последствия гиподинамии.

 

 

59. Прочитайте статью «Регуляция работы мышц-антагонистов» (§14) и заполните таблицу, вписав в соответствующие столбцы слова: возбуждены, заторможены, сокращены, расслаблены.

  

 

60. Впишите определяемые ниже понятия.

 

 

61. Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 94 учебника).

 

 

62. Прочитайте §15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки.

 

 

63. Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия.

 

 

64. Отчёт о лабораторной работе «Осанка и плоскостопие» (с. 98 учебника).

 

Выявление нарушений осанки.

1. Выявление сутулости.

 

 

Вывод: Нарушений нет.

2. Выявление нарушений в области поясничного изгиба.

 

Вывод: Нарушений нет.

 

II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).

 

Вывод: Нарушений нет.

 

65. Прочитайте § 16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу.

 

 

66. При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сам рука зафиксирована с помощью косынки.

 

Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?

 

67. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите. Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

 

 

68. Решите кроссворд №4.

 




Перейти к оглавлению