1. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении данной темы.
Ответ: Какие науки изучают организм человека? Чем организм человека отличается от организма других живых существ? Как работает организм человека, в чем его особенности? Откуда появился первый человек на земле?
2. Прочитайте по учебнику «Введение». Выпишите в левый столбец таблицы черты сходства организма человека с другими организмами, а в правый - черты различия.
Ответ:
Сходство |
Различия |
||
Рудиментарное третье веко |
Более развит головной мозг |
||
Слепая кишка |
Волосяной покров менее интенсивный |
||
Внутренний скелет |
Аппендикс |
||
Ногти |
S – образный позвоночник |
||
Диафрагма |
Большой палец противопоставлен |
||
Пятипалые конечности |
Ушные мышцы |
||
Клеточное строение |
Копчик |
||
Замкнутая кровеносная система |
|
3. Подумайте, какие преимущества дает людям цивилизация, какие негативные последствия и издержки она принесла. Запишите свои выводы в таблицу. Сопоставьте их со взглядами авторов статьи «Введение».
Ответ:
Преимущества цивилизации |
Негативные последствия |
Обеспечение безопасности |
Ухудшение экологии |
Развитие медицины |
Рассовые и религиозные противостояния |
Распределение обязанностей |
Социальная лестница (богатые, бедные) |
Создание промышленности |
Деление территорий |
Грамотное использование энергии земли / ресурсов |
Стадное чувство |
Улучшилось условия / качества жизни |
Военное развитие, создание оружия массового поражения |
|
|
4. Прочитайте § 1 учебника. В левый столбец таблицы выпишите названия биологических наук о человеке, в правый – методы, которые применяются в них для исследований.
Ответ:
Наука |
Методы исследования |
Анатомия |
Наука о строении организма человека и его органов. Рентген, ультразвук, компьютерная томография. |
Физиология |
Наука о жизненных функциях организма и его органов. Электронное обследование, наблюдение. |
Гигиена |
Раздел медицины изучающий условия сохранения и укрепления здоровья. Изменение, статистика. |
Психология |
Наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирование психики |
Антропология |
Наука о происхождении человека. |
Валеология |
Наука о здоровом образе жизни. |
5. Прочитайте § 2. В таблицу впишите фамилии двух античных мыслителей и двух учёных эпохи Возрождения и укажите их вклад в науку.
Ответ:
Учёный |
Его вклад в науку |
Леонардо Да Винчи |
Строение тела человека |
Даниель Санти |
Расположение костей |
Ульям Гарвей |
Два круга кровообращения |
Рене Декарт |
Развитие физиологии |
6. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.
Ответ: Я узнала о науках, которые изучают организм человека, и об учёных, внесших вклад в развитие этих наук. Кроме того, что эти знания мне пригодятся для общего развития, они помогут мне в жизни. Например, зная простейшие правила гигиены можно предохранить себя от многих заболеваний. Знания в области анатомии и физиологии помогут мне лучше понять свой организм, а в области психологии – саму себя и окружающих меня людей.
7. Решите кроссворд № 1
Ответ:
По горизонтали:
2. Наука о функциях организма человека и его органов.
6. Наука о строении человека и его органов.
8. Греческий ученый, который ввёл термин организм.
9. Основатель рефлекторной теории.
10. Ученый эпохи Возрождения, описавший скелет и внутренние органы человека.
12. Греческий мыслитель, считавший, что организмы развиваются по законам природы, автор афоризма: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
13. Русский учёный, внесший заметный вклад в иммунологию.
По вертикали:
1. Наука о душевной деятельности человека.
3. Отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья.
4. Великий физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности, российской лауреат Нобелевской премии.
5. Медик Античности, изучавший влияние на здоровье людей природных факторов.
7. Французский учёный, основатель микробиологии и иммунологии.
11. Учёный, открывший два круга кровообращения.