Главная7 классИсторияРабочая тетрадь по истории 7 класс Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., Баранов П.А. Часть 1§ 7. Великие гуманисты Европы

§ 7. Великие гуманисты Европы

1. Заполните пропуски в схеме.

Возрождение

Раннее (начало XVI - последняя четверть XV) Высокое (конец XV - начало XVI)

2. Каковы особенности эпохи Возрождения?

А) Все большее распространение религиозного взгляда на мир.

Б) Опора на достижения культуры Античности.

В) Распространение научных знаний.

Г) Провозглашение отказа от прославления земной жизни, радости и удовольствия.

Д) Внимание к человеческой личности, вера в силы самого человека.

Е) Провозглашение смирения и аскетизма.

3. Перед вами галерея портретов людей эпохи Возрождения. 1) Внимательно рассмотрите эти произыедения и постарайтесь доказать, что эти люди - представители эпоки Возрождения. Запишите свои размышления. 2) Выбирите один из портретов (возможно, это будет изображение, которое вы увидели в учебнике или альбоме, посвященном искуству Возраждения). Сочините и запишите внутренний монолог героя (то, что человек думает, но не произносит вслух), чтобы из него мы узнали биографию изображенного на полотне, его характер, профессию, увлечения и т. д.

4. Философов Возраждения называют гуманистами. Прочитайте их высказывания и выполните задания: 1) Выпишите из каждого высказывания законченную мысль так, чтобы получился один общий текст - гимн человеку эпохи Возрождения; 2) Одной линией подчеркните в полученном тексте то, что согласуется с вашими представлении о человеке, двумя линиями (жирный шрифт) - с чем вы хотели бы поспорить. Обсудите свою точку зрения с одноклассниками.

"Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах" (Франческо Гвиччардини)

"Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый - средоточие мира, человек всегда центр мира" (Леонардо да Винчи)

"Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь" (Пико делла Мирандола)

 "Человек измеряет небо и землю... Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким... А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал" (Марсилио Фичино)

 " Наш век (XV. - Авт.) столь счастлив и столь богат великими и блистательными умами, что нет у него оснований завидовать ни древним, ни даже тем, быть может, что будут после нас. Ибо он породил людей, выдающихся в познаниях и в науках, и других, открывших вещи, весьма полезнае и служащие украшению человеческой жизни, и таких, наконец, которые, пересекая моря, проникли в края и страны, неведомые прежним народам" (Серторио Кваттромани)

"Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими" (Бернардино Толезио)

5. Начните заполнение таблицы "Культура эпохи Возрождения".

Область культуры Деятель культуры, страна Произведения, идеи
Литература Эразм Роттердамский, Роттердам "Похвала глупости", "Разговоры запросто"
Литература Томас Мор, Англия "Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия"
Литература Франсуа Рабле, Франция "Гаргантюа и Пантагрюэль"
Живопись Леонардо да Винчи, Франция "Мадонна с младенцем", портер Моны Лизы и т.д.
Поэзия, скульптуры Микеланджело Буонарроти, Флоренция Скульптура "Давид", стихи посвященные возлюбленной
Живопись Рафаэль Санти, Италия "Мадонна Конастабиле", "Сикстинская мадонна"

6. 1) Установите соответствие между произведением и его автором: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. Будьте внимательны: не все произведения, находящиеся в первом столбце, принадлежат указанным авторам. 2) Соотнесите авторов с краткими сведениями о них, вписав в квадрат рядом с именем соответствующую цифру. Будьте внимательны: краткие сведения об авторах превышают их число.

Краткие сведения об авторах

1) Став государственным канцлером, гневно осуждал тех, кто проводил огораживание.

2) Австрийский писатель С. Цвейг назвал его славой и светочем своего столетия.

3) Работал более 20 лет над литературно-философским произведением, представлявшим собой собрание рассуждений на темы философии и морали с большим количеством цитат из сочинений античных авторов.

4) Прожил бурную жизнь: был и монахом, и врачом, и приходским священником, изучал латинский и греческий языки, римское право, естественные науки, занимался археологическими раскопками в Италии.

Произведение Автор

А) "Гаргантюа и Пантагрюэль"

Б) "Похвала Глупости"

В) "Король Лир"

Г) "Остров Утопия"

Д) "Разговоры запросто"

1) Эразм Роттердамский [2]

2)Томас Мор [ ]

3) Франсуа Рабле [4]

А Б В Г Д
3 1 - 2 1

7. Прочитайте отрывки из книги французского гуманиста Мишеля Монтеня "Опыты" и письменно ответьте на вопросы: 1) Как вы думаете, почему книга, написанная в XVI в., широко издается в XXI в. и находит своих читателей? 2) Какие ценности, по мнению автора, должны быть заложены в воспитании и обучении детей? 3) Какими душевными качествами, с точки зрения Монтеня, должен обладать порядочный человек? Выскажите свое отношение к позиции автора.

О праздности. Как пустующая земля, если она жирна и плодородна, зарастает тысячами видов сорных и бесполезных трав, и, чтобы заставить ее служить в наших целях, необходимо сначала подвергнуть ее обработке и засеять определенными семенами... так же и с нашим умом. Если не занять его определенным предметом, который держал бы его в узде, он начинает метаться из стороны в сторону, то туда, то сюда, по бескрайним полям воображения.

О лжецах. ...Лживость — гнуснейший порок. Только слово делает нас людьми, только слово дает нам возможность общаться между собой.

О воспитании детей. ...Знать наизусть еще вовсе не значит знать; это — только держать в памяти то, что ей дали на хранение. А тем, что знаешь по-настоящему, ты вправе распорядиться, не оглядываясь на хозяина, не заглядывая в книгу. Ученость чисто книжного происхождения — жалкая ученость! Я считаю, что она украшение, но никак не фундамент...
Пусть совесть и добродетели ученика находят отражение в его речи и не знают иного руководителя, кроме разума. Пусть его заставят понять, что признаться в ошибке, допущенной в своем рассуждении, даже если она никем, кроме него, не замечена, есть свидетельство ума и чистосердечия, к чему он в первую очередь и должен стремиться; что упорствовать в своих заблуждениях и отстаивать их — свойства весьма обыденные, присущие чаще всего низменным душам, и что умение одуматься и поправить себя, сознаться в своей ошибке в пылу спора — качества редкие, ценные и свойственные философам.
...Пусть наш юноша научится не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь. Пусть он претворяет их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своем поведении, ум и изящество в речах, стойкость в болезнях, скромность в забавах, неприхотливость в питье и пище... умеет ли соблюдать порядок в своих домашних делах. Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.

О существующем среди нас неравенстве. Надо судить о человеке по качествам его, а не по нарядам... Пусть он отложит в сторону свои богатства и звания и предстанет перед вами в одной рубашке. Какая душа у него? Прекрасна ли она, одарена ли способностями и всеми надлежащими качествами? Ей ли принадлежит ее богатство или оно заимствовано?

О пьянстве. Среди других прегрешений пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным... Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его и поражает тело.

О суетности. В истинной дружбе — а она мне известна до тонкостей я отдаю моему другу больше, чем беру у него. Мне больше по душе, когда я сам делаю ему добро, чем когда он делает его мне; и больше всего добра он делает мне тогда, когда делает его самому себе.




Перейти к оглавлению