Главная7 классИсторияРабочая тетрадь по истории 7 класс Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., Баранов П.А. Часть 1§ 4. Дух предпринимательства преобразует экономику
НА ГЛАВНУЮ!

§ 4. Дух предпринимательства преобразует экономику

1. Заполните пропуски в логической схеме "Развитие предпринимательства в Новое время", вписав в прямоугольники соответствующие цифры.

1) Рост рынков и развитие мировой торговли. 2) Возникновение нового типа промышленного предприятия -мануфактуры. 3) Развитие бирж и банков. 4) Великие географические открытия. 5) Необходимость большого количества различных товаров.

2. Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу. Письменно ответьте на вопрос: Существует ли связь между цеховыми правилами и формами развития мануфактурного производства? 

Из устава цеха парижских ткачей

Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на четыре года службы. Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине. Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа. Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

Положения цехового устава, влиявшие на развитие производства в XIII-XIV вв.
Положительное влияние Отрицательное влияние
Ограниченное количество станков; контроль за продукцией; распределение труда между подмастерьями и мастерами Ограниченное количество учеников; запрет на работу раньше восхода солнца

 3. Заполните пропуски в таблице. Озаглавьте ее графы, сформулируйте и напишите ее название.

Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Мануфактура
Каковы размеры предприятия? Небольшие размеры предприятия Большой размер предприятия
Кто работал на предприятии? Мастер (владелец мастерской) и подмастерья Работают наемные работники
Какие орудия труда применялись? Старые ручные станки Новые источники энергии, усовершенствованные станки
Кому принадлежит? Мастеру Орудия труда и изготовленная продукция принадлежат хозяину предприятия
Существовало ли разделение труда? Нет Да

4. Сравните рассеянную и централизованную мануфактуры. Запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) Имеет место раздача предпринимателем сырья надомникам-ремесленникам и получение от них готового товара. 2) Существует разделение труда. 3) Осуществляются под одной крышей все операции по производству конечного продукта силами разорившихся ремесленников. 4) Является одной из ранних форм организации производства.

Черты сходства Черты различия
2,4 1,3

5. Прочитайте определения и запишите понятия.

6. 1)Как вы думаете, почему авторы учебника рассказ о купцах Фуггерах назвали "Век Фуггеров"? Предложите свое название. Запишите его. 2) Рассмотрите рисунок (с. 49 учебника). Какие выводы о занятиях Фуггера - купца и банкира вы можете сделать? Запишите их.

7. Прочитайте текст документа и письменно ответьте на вопросы: 1) Как вы думаете, с какой целью могущественный Людовик XIV лично занимался такой "низменной" проблемой, как учреждение мануфактур? 2) Какой вывод о карактере государственной власти и господствующем экономическом учении можно сделать на основе анализа данного текста? 3) Какое суждение о правах человека во Франции можно сформулировать на основе приведенного источника?

Генеральный контролер финансов Ж.-Б. Кольбер мэру и эшевенам города Оксерра

Король приказал перенести мануфактуры кружев и саржи из Лондона в ваш город, где они и были учреждены. Но жители Оксерра до сих пор пренебрегали тем, чтобы посылать своих детей в дома, где были основаны эти мануфактуры, для того чтобы их детей там обучали... Я убежден, что если вы наложите на них штраф, а с другой стороны, будете давать награды тем, которые выполняют свои обязанности, и предоставите им освобождение от налогов, как это было постановленно, то вы... докажете народу, что это является его подлиным интересом...




Перейти к оглавлению