Главная7 классИсторияРабочая тетрадь по истории 7 класс Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., Баранов П.А. Часть 2§ 28. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ НАЙТИ ОТВЕТ? Используй поиск!

Введите ваш запрос для начала поиска.

§ 28. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

1. Прочитайте приведенные ниже рассказы из жизни представителей китайского общества XVII в. Подчеркните одной чертой факты, подтверждающие, что общество было традиционным, двумя чертами (курсив) факты, свидетельствующие о его разложении.

2. Перед вами необычный "забор". Под каждой его "планкой" расположены буквы и слоги. Если вы с учетом высоты "планок" выстроите их в нужной последовательности, то прочитаете предложение, раскрывающее одну из особенностей традиционного общества. Запишите это предложение и письменно выполните задание: 1) Можно ли утверждать, что данное предложение раскрывает цель жизни человека традиционного общества? Свою позицию обоснуйте.

3. Разместите на ступеньках лестницы известные вам сословия японского общества раннего Нового времени в соответствии с существовавшей иерархией. Письменно выполните задание: Отметьте значком ◘ самое многочисленное сословие, значком ▲ сословие, которое считали "паразитом".

 

4. Собрались как-то богатые японские купцы в городе Эдо и заговорили о том, что нет у них своего кодекса, который установил бы для них правила поведения. Сказал один купец: "У самураев есть кодекс чести "бусидо", образ жизни крестьян зависит от самураев, а мы, купцы, можем сами установить для себя правила". Второй купец сказал: "Купцы, в отличие от самураев, не имеют жалованья и содержат семью на деньги, полученные от торговли. Так продолжается из поколения в поколение". А третий купец добавил: "Поэтому нам приходится быть скромными в одежде, еде, убранстве дома и откладывать сбережения на черный день: на случай болезни, пожара или землетрясения. А так как на жизнь мы получаем от своих клиентов, то нужно браться за любые самые маленькие сделки. Купцы не должны проявлять неучтивость даже к служанкам и детям". И все вместе приняли решение: написать правила поведения для купцов, да такие, чтобы помогали они зарабатывать деньги. Поразмышляйте, какими должны были быть эти правила. Запишите их.

5. Прочитайте высказывания Конфуция и выполните задания: 1) Почему учение Конфуция нашло много последователей не только в Китае, но и в других странах? Ответ запишите. 2) Какие высказывания Конфуция, по вашему мнению, актуальны в наши дни? Запишите соответствующие номера. 3) Какими из высказываний вы руководствуетесь в своей жизни? Запишите соответствующие номера.

1. Набирая учеников, Конфуций руководствовался принципом "В стремлении к знаниям не должно быть имущественных различий".

2. Когда ученики спросили Конфуция о его желании, он ответил: "Старые должны жить в покое, друзья должны быть правдивыми, младшие должны проявлять заботу о старших".

3. Конфуций говорил: "Когда отец жив - следуй его стремлениям; когда отец скончался - следуй его поступкам; если в течение трех лет не изменять Пути отца, то про такого человека можно сказать, что он исполнил долг сыновней почтительности".

4. Конфуций сказал: "Благородный муж, совершив проступок, исправляет его делами, низкий человек, совершив проступок, заглаживает его словами".

5. Конфуция спросили: "Когда население столь многочисленно, то как быть с ним?" Учитель ответил: "Сначала обогатить, потом воспитывать".

6. Конфуций говорил: "Высший - тот, кто знает от рождения; следующий - тот, кто познает в учении; следующий далее - учится, когда испытывает крайность; те же, кто в крайности не учатся, - люди низшие".

7. "Что называется долгом человека?" - спрашивал Конфуций. И сам отвечал: "Отец должен проявлять родительские чувства, а сын - почтительность, старший брат - доброту, а младший - дружелюбие, муж - справедливость, а младшие - покорность, государь - человеколюбие, а подданные - преданность. Эти качества и именуются человеческим долгом. Проповедь верности и миролюбия именуется человеческой пользой. Борьба и взаимные убийства именуются людскими бедствиями..."

8. Правитель одной из областей Китая спросил Конфуция: "Что нужно предпринять, чтобы народ подчинялся?" Конфуций ответил: "Если возвышать прямых и ставить их над кривыми, то народ сам подчинится. Если возвышать кривых и ставить их над прямыми, то народ не подчинится".

9. Конфуция спросили: "Какой человек может быть назван сановником?" Учитель ответил: "Того, кто может чувствовать стыд за свои поступки и, будучи направленным в другие страны, не подведет своего государя, можно называть сановником".

10. Конфуций сказал о себе: "Я приобрел знания отнюдь не от рождения. Лишь благодаря любви к древности и настойчивости в учебе я получил их".

6. Разгадайте шифрограмму, и вы прочитаете одно из положений религиозного учения. Выполните задания: 1) Заполните пропуски в предложении. 2) Какое религиозное учение отражает данное положение? Почему?

1. Значение слова "бусидо". 2. Важнейший принцип организации жизни в общине. 3. Форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху. 4. Название переворота, связанного с именами Джона Кея, Джеймса Харгривса, Эдмунда Картрайта, Джеймса Уотта. 5. Специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг.

7. Прочитайте и определите, верны ли следующие суждения. В случае, если суждение неправильно, запишите его, исправив ошибки.

1) Общество государств Востока было разделено на замкнутые общины, сословия, касты, семьи и т. д.

2) Идеалом в традиционном обществе считался человек гордый, высокомерный и строптивый.

3) Крестьянин в государствах Востока являлся полновластным собственником земли.

4) В традиционном обществе быстрыми темпами развивались рыночные отношения.

5) Китайское общество находилось под влиянием идей синтоизма.




Перейти к оглавлению