Главная7 классИсторияРабочая тетрадь по истории 7 класс Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., Баранов П.А. Часть 2§ 28. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

§ 28. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

РАЗМЕЩЕНИЕ

1. Прочитайте приведенные ниже рассказы из жизни представителей китайского общества XVII в. Подчеркните одной чертой факты, подтверждающие, что общество было традиционным, двумя чертами (курсив) факты, свидетельствующие о его разложении.

2. Перед вами необычный "забор". Под каждой его "планкой" расположены буквы и слоги. Если вы с учетом высоты "планок" выстроите их в нужной последовательности, то прочитаете предложение, раскрывающее одну из особенностей традиционного общества. Запишите это предложение и письменно выполните задание: 1) Можно ли утверждать, что данное предложение раскрывает цель жизни человека традиционного общества? Свою позицию обоснуйте.

3. Разместите на ступеньках лестницы известные вам сословия японского общества раннего Нового времени в соответствии с существовавшей иерархией. Письменно выполните задание: Отметьте значком ◘ самое многочисленное сословие, значком ▲ сословие, которое считали "паразитом".

 

4. Собрались как-то богатые японские купцы в городе Эдо и заговорили о том, что нет у них своего кодекса, который установил бы для них правила поведения. Сказал один купец: "У самураев есть кодекс чести "бусидо", образ жизни крестьян зависит от самураев, а мы, купцы, можем сами установить для себя правила". Второй купец сказал: "Купцы, в отличие от самураев, не имеют жалованья и содержат семью на деньги, полученные от торговли. Так продолжается из поколения в поколение". А третий купец добавил: "Поэтому нам приходится быть скромными в одежде, еде, убранстве дома и откладывать сбережения на черный день: на случай болезни, пожара или землетрясения. А так как на жизнь мы получаем от своих клиентов, то нужно браться за любые самые маленькие сделки. Купцы не должны проявлять неучтивость даже к служанкам и детям". И все вместе приняли решение: написать правила поведения для купцов, да такие, чтобы помогали они зарабатывать деньги. Поразмышляйте, какими должны были быть эти правила. Запишите их.

5. Прочитайте высказывания Конфуция и выполните задания: 1) Почему учение Конфуция нашло много последователей не только в Китае, но и в других странах? Ответ запишите. 2) Какие высказывания Конфуция, по вашему мнению, актуальны в наши дни? Запишите соответствующие номера. 3) Какими из высказываний вы руководствуетесь в своей жизни? Запишите соответствующие номера.

1. Набирая учеников, Конфуций руководствовался принципом "В стремлении к знаниям не должно быть имущественных различий".

2. Когда ученики спросили Конфуция о его желании, он ответил: "Старые должны жить в покое, друзья должны быть правдивыми, младшие должны проявлять заботу о старших".

3. Конфуций говорил: "Когда отец жив - следуй его стремлениям; когда отец скончался - следуй его поступкам; если в течение трех лет не изменять Пути отца, то про такого человека можно сказать, что он исполнил долг сыновней почтительности".

4. Конфуций сказал: "Благородный муж, совершив проступок, исправляет его делами, низкий человек, совершив проступок, заглаживает его словами".

5. Конфуция спросили: "Когда население столь многочисленно, то как быть с ним?" Учитель ответил: "Сначала обогатить, потом воспитывать".

6. Конфуций говорил: "Высший - тот, кто знает от рождения; следующий - тот, кто познает в учении; следующий далее - учится, когда испытывает крайность; те же, кто в крайности не учатся, - люди низшие".

7. "Что называется долгом человека?" - спрашивал Конфуций. И сам отвечал: "Отец должен проявлять родительские чувства, а сын - почтительность, старший брат - доброту, а младший - дружелюбие, муж - справедливость, а младшие - покорность, государь - человеколюбие, а подданные - преданность. Эти качества и именуются человеческим долгом. Проповедь верности и миролюбия именуется человеческой пользой. Борьба и взаимные убийства именуются людскими бедствиями..."

8. Правитель одной из областей Китая спросил Конфуция: "Что нужно предпринять, чтобы народ подчинялся?" Конфуций ответил: "Если возвышать прямых и ставить их над кривыми, то народ сам подчинится. Если возвышать кривых и ставить их над прямыми, то народ не подчинится".

9. Конфуция спросили: "Какой человек может быть назван сановником?" Учитель ответил: "Того, кто может чувствовать стыд за свои поступки и, будучи направленным в другие страны, не подведет своего государя, можно называть сановником".

10. Конфуций сказал о себе: "Я приобрел знания отнюдь не от рождения. Лишь благодаря любви к древности и настойчивости в учебе я получил их".

6. Разгадайте шифрограмму, и вы прочитаете одно из положений религиозного учения. Выполните задания: 1) Заполните пропуски в предложении. 2) Какое религиозное учение отражает данное положение? Почему?

1. Значение слова "бусидо". 2. Важнейший принцип организации жизни в общине. 3. Форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху. 4. Название переворота, связанного с именами Джона Кея, Джеймса Харгривса, Эдмунда Картрайта, Джеймса Уотта. 5. Специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг.

7. Прочитайте и определите, верны ли следующие суждения. В случае, если суждение неправильно, запишите его, исправив ошибки.

1) Общество государств Востока было разделено на замкнутые общины, сословия, касты, семьи и т. д.

2) Идеалом в традиционном обществе считался человек гордый, высокомерный и строптивый.

3) Крестьянин в государствах Востока являлся полновластным собственником земли.

4) В традиционном обществе быстрыми темпами развивались рыночные отношения.

5) Китайское общество находилось под влиянием идей синтоизма.



Скачать по ссылке #2 РАЗМЕЩЕНИЕ2

Перейти к оглавлению