№1 Что общего в питании простейших, губок и кишечнополостных?
№2 У каких животных появляется печень? Какова ее функция?
Печень появляется у членистоногих. Эта железа способствует перевариванию пищи.
№4 Объясните, по какому признаку животных делят на такие группы, как травоядные, хищные (плотоядные), всеядные, паразиты и т.д.
В соответствии с характером потребляемой пищи (животной либо растительной).
№5 Подберите примеры животных этих групп.
Травоядные: корова, косуля, бабочка, пчела.
Хищные: акула, лев, лиса, стрекоза.
Всеядные: медведь, барсук, крыса, таракан.
Паразиты: аскарида, бычий цепень, печеночный сосальщик, блоха.
№6 Нарисуйте схему, показывающую путь пищи в организме животных.
Рот =>пищевод => желудок => кишечник => печень =>анальное отверстие.
№6 Как вы считаете, почему у рыб нет слюнных желез, а у земноводных они есть?
Слюнные железы у земноводных развились вследствие перехода к наземному образу жизни, для смачивания пищи слюной.
№7 Могут ли птицы обойтись без зоба?
Нет, их желудок не будет нормально переваривать пищу, так как в зобе происходит предварительная обработка пищи, смачивание ее и размягчение.
№8 Нужна ли хищникам длинная слепая кишка? Ответ обоснуйте.
Нет, так как хищники питаются животной пищей, а в слепой кишке происходит переваривание растительной пищи, клетчатки.
№9 Приведите примеры жизненных периодов у животных, когда обмен веществ у них идет слабо или не идет совсем.
Зимняя спячка – замедленный обмен веществ.
Вмерзание в лед (рыбы, земноводные), инцистирование простейших – обмен веществ приостанавливается.
№10 Закончите предложения, вставив необходимые термины.
Все реакции обмена веществ и превращения энергии протекают при участии ферментов. Пищеварительные ферменты содержатся в слюне, желудочном соке и в выделениях других пищеварительных желез.
№11 Объясните, почему обмен веществ неотделим от процесса превращения энергии в организме.
Пища – источник энергии. Разложение сложных веществ до простых и усвоение их сопровождается выделением энергии. Энергия, полученная при распаде сложных веществ, превращается в другие виды энергии и используется далее организмом для изменения структуры и функций клеток, поддержания температуры тела, совершения работы мышц и т.д.
№12 Напишите, как удаляются из организма:
1- жидкие продукты обмена – через органы выделения;
2- непереваренные остатки пищи – через заднепроходное отверстие.
№13 Рассмотрите рисунки 160, 161 и 162 учебника (с. 210, 211, 212) и прочитайте параграф.
Из перечисленных органов составьте пищеварительные системы разных групп животных, расположив органы согласно пути движения пищи в организме.
Заполните таблицу.
Пищеварительные системы разных групп животных
Черви: 4, 19, 6, 15.
Членистоногие: 5, 2.
Земноводные: 11, 12, 16.
Рептилии: 8, 15, 4, 9.
Птицы: 13, 6, 15, 7.
Млекопитающие: 16, 11, 8, 4, 19, 5, 20, 7, 14, 1.