Главная7 классБиологияРабочая тетрадь по биологии 7 класс Латюшин В.В, Ламехова Е.А.Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

№1 Что общего в питании простейших, губок и кишечнополостных? 


У них нет специализированных органов пищеварения. Пища переваривается либо внутриклеточно (простейшие) в пищеварительных вакуолях, либо сначала внеклеточно в кишечной полости, а затем в клетках внутреннего слоя стенок тела (кишечнополостные и губки).

 

№2 У каких животных появляется печень? Какова ее функция? 


Печень появляется у членистоногих. Эта железа способствует перевариванию пищи.

 

№4 Объясните, по какому признаку животных делят на такие группы, как травоядные, хищные (плотоядные), всеядные, паразиты и т.д. 


В соответствии с характером потребляемой пищи (животной либо растительной).


№5 Подберите примеры животных этих групп. 


Травоядные: корова, косуля, бабочка, пчела. 
Хищные: акула, лев, лиса, стрекоза. 
Всеядные: медведь, барсук, крыса, таракан. 
Паразиты: аскарида, бычий цепень, печеночный сосальщик, блоха.

 

№6 Нарисуйте схему, показывающую путь пищи в организме животных.

 

Рот =>пищевод => желудок => кишечник => печень =>анальное отверстие.

 

№6 Как вы считаете, почему у рыб нет слюнных желез, а у земноводных они есть?


Слюнные железы у земноводных развились вследствие перехода к наземному образу жизни, для смачивания пищи слюной.

 

№7 Могут ли птицы обойтись без зоба?


Нет, их желудок не будет нормально переваривать пищу, так как в зобе происходит предварительная обработка пищи, смачивание ее и размягчение.

 

№8 Нужна ли хищникам длинная слепая кишка? Ответ обоснуйте.


Нет, так как хищники питаются животной пищей, а в слепой кишке происходит переваривание растительной пищи, клетчатки.

 

№9 Приведите примеры жизненных периодов у животных, когда обмен веществ у них идет слабо или не идет совсем. 


Зимняя спячка – замедленный обмен веществ. 
Вмерзание в лед (рыбы, земноводные), инцистирование простейших – обмен веществ приостанавливается.

 

№10 Закончите предложения, вставив необходимые термины. 


Все реакции обмена веществ и превращения энергии протекают при участии ферментов. Пищеварительные ферменты содержатся в слюне, желудочном соке и в выделениях других пищеварительных желез.

 

№11 Объясните, почему обмен веществ неотделим от процесса превращения энергии в организме. 


Пища – источник энергии. Разложение сложных веществ до простых и усвоение их сопровождается выделением энергии. Энергия, полученная при распаде сложных веществ, превращается в другие виды энергии и используется далее организмом для изменения структуры и функций клеток, поддержания температуры тела, совершения работы мышц и т.д.

 

№12 Напишите, как удаляются из организма:

1- жидкие продукты обмена – через органы выделения;
2- непереваренные остатки пищи – через заднепроходное отверстие.

 

№13 Рассмотрите рисунки 160, 161 и 162 учебника (с. 210, 211, 212) и прочитайте параграф. 
Из перечисленных органов составьте пищеварительные системы разных групп животных, расположив органы согласно пути движения пищи в организме. 
Заполните таблицу.

 

Пищеварительные системы разных групп животных

Черви: 4, 19, 6, 15.

Членистоногие: 5, 2.

Земноводные: 11, 12, 16.

Рептилии: 8, 15, 4, 9.

Птицы: 13, 6, 15, 7.

Млекопитающие: 16, 11, 8, 4, 19, 5, 20, 7, 14, 1.