Главная5 классРусский языкРабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Невская С.И§14. Повторение

§14. Повторение

42. Подчеркни грамматические основы. Графически покажи синтаксическую роль существительного СЛОВО, укажи его падеж.

 

43. Подчеркни грамматические основы, а также все существительные в роли второстепенных членов предложения.

 

 

44. Вставь пропущенные буквы. Где возможно, графически объясни свой выбор.

                                             

 

45. Какая форма слова является литературной?  Чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к толковому словарю.  Литературный вариант слова выпиши на поля, обозначь род, склонение и падеж.

 

 

46. а) Внимательно прочитай отрывок из стихотворения.  Вставь пропущенные буквы.  Обозначь обращения буквой О.

Какие из словосочетаний «прилагательное + существительное» уместны в роли общения?  Подчеркни их.

 

б) Выбери из стихотворения А. Ф. Мерзлякова слова, которые ты использовал бы в обращении к своей маме, бабешке или тёте.

 

в) Закончи определение.

 

 

г) Прочитай текст. Выбери обращения, которые употребляются в вашей семье, и запиши с ними три-четыре предложения.

А как обращались к близким людям в 18 веке? Тогда в языке употреблялись такие слова:   батюшка, бачка, матушка, отец, родитель.

   Герой трагедии Озерова «Фингал» произносит фразу: «Что делаешь, отец?»  В связи с этим ревностный поборник чистоты русского языка литератор Шишков заметил: «Никогда не может языку нашему свойственно быть, чтобы сын или дочь, говоря с отцом своим или матерью, называли: отец, мать.  Для возвышенного слога мы имеем и возвышенные слова: Родитель мой! Отче мой!

   У нас не только в возвышенном слоге, но даже в простых разговорах сын вместо:  здравствуйте, батюшка или матушка!  Не скажет отцу: здравствуй отец!  Или матери: здравствуй, мать!  Самые крестьянские дети не говорят иначе отцам, как бачка»

 

Мы не считаем возможным рекомендовать тебе, какие существительные-обращения следует адресовать твоим близким.

   Предлагаем лишь группы имён существительных, которые могут выступать в этой роли.  Они взяты из современного «Словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова и «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля.




Перейти к оглавлению