Главная5 классИсторияРабочая тетрадь по истории 5 класс Годер Г. И. Вариант 2Римская империя в первые века нашей эры

Римская империя в первые века нашей эры

63) Заполните контурную карту «Рост Римского государства» (с. 62).

 

 Ответ:

 

64) Ответьте на вопросы. В наши дни три древних города почитаются всеми христианами. Что это за города? О каком из них его жители могли бы произнести такие слова?

 

+ 1) Каждый год на протяжении многих веков к нам прибывают толпы богомольцев из всех стран мира. По сей день христиане утверждают, что более двух тысяч лет назад в нашем городе родился Спаситель человечества.

 

 

+ 2) Да, Иисус родился не у нас, но в Евангелии говорится, что именно в наш город к его жительнице Марии явился ангел с благой вестью о том, что у нее родится Сын Божий.

 

 

+ 3) В нашем городе сохранилась длинная извилистая улица, по которой, согласно верованиям христиан, Иисус нес тяжелый крест к месту казни. Здесь он принял мученическую смерть и воскрес.

 

 

+ 4) В какой стране находятся три почитаемых христианами города?

 

 

65) Ответьте на вопросы. В Евангелии от Луки рассказывается, что вместе с Иисусом Христом привели на казнь и двух разбойников. Их распяли на крестах по правую и по левую стороны от Христа. Один из разбойников злословил и говорил ему: «Если ты Христос, спаси себя и нас». Другой же разбойник, напротив, унимал первого, говоря ему: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?... Мы с тобой осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Христос ничего худого не сделал». И сказал этот разбойник Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю». Какой смысл вкладывали в этот евангельский рассказ верующие? На что позволял он надеяться людям, совершившим дурные поступки? В каком случае перед ними могли открыться двери рая?

 

 

66) Разгадайте кроссворд «Первые христиане».

 

 

67) Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы и выполните задания. Живший в III (3-м) веке Киприан был епископом в римской провинции Африка. С негодованием и болью он писал, что перед кровожадными взорами тысяч зрителей разыгрываются бои, в которых «убивают человека в удовольствие человеку. Что может быть более бесчеловечным, более жестоким!»

 

+ 1) Какие зрелища приводили в негодование христиан? Подумайте, почему они осуждали их.

 

 

+ 2) Как рисунок подтверждает ту мысль, что большинство римлян-язычников иначе, чем христиане, относились к этим зрелищам?

 

 

+ 3) Опишите вооружение каждого из участников поединка. Предположите, чем он может закончиться.

 

 

+ 4) Как по-вашему, прав ли был христианский епископ, осуждавший подобное зрелище? Обоснуйте ответ.

 

 

68) Рассмотрите рисунок, выполните задания и ответьте на вопросы. Выдающийся римский поэт по имени Марциал, стихи которого любили как в самом Риме, так и за его пределами, утверждал, что он пользуется не большей известностью, чем конь Андремон. Подумайте, причем тут конь. Что имел в виду поэт? Ответьте с помощью рисунка.

 

+ 1) Представьте себе, что художник нарисовал среди породистых рысаков красавца Андремона. Участником какого зрелища мог быть этот конь? Где в Риме оно устраивалось? Опишите, как это зрелище изобразил художник.

 

 

+ 2) Предположите, почему жеребец Андремон стал любимцем сотен тысяч жителей Рима. Как ведут себя болельщики (слева)?

 

 

+ 3) Сделайте вывод на основании слов поэта Марциала о культурном уровне римской толпы. Каковы были ее вкусы и пристрастия?

 

 

69) Рассмотрите рисунки, выполните задания и ответьте на вопросы.

В 79 году до н.э. в результате извержения вулкана Везувий погиб небольшой италийский город Помпеи. В XVIII (18-м) веке археологи раскопали Помпеи: его улицы, площади, дома, мастерские. Город имел амфитеатр и два театра (так они выглядят в наши дни).

 

1) Предположите, на каких рисунках изображены театры.

 

Театры изображены на рисунках

 

 

+ Какие зрелища могли устраиваться в здании театра?  

 

 

+ Какие три части театра видны на рисунках?

 

 

+ 2) Какие зрелища устраивались в амфитеатре? Какие две части амфитеатра видны на рисунке?

 

 

+ 3) Сопоставьте число мест в театрах и амфитеатре: большой театр вмещал 7 тысяч зрителей; малый театр - 2 тысячи зрителей; амфитеатр - 20 тысяч зрителей. Почему в одном и том же римском городе количество мест в амфитеатре намного превышало количество мест в обоих театрах, вместе взятых? Помогает ли этот факт оценить вкусы и пристрастия римской публики?

 

 

70) Рассмотрите три мозаичные фигуры, украшавшие пол одного из богатых домов римского города в Северной Африке. Ответьте на вопросы и выполните задания.

 

+ 1) Образованные римляне любили поэмы Гомера. Например, его рассказ о странных существах, изображенных на мозаике: «… Они звонкогласно запели: «Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, сердцеусладного пенья на нашем лугу не послушав.». Догадайтесь, кто эти сладкоголосые существа.  Опишите их облик. Добрые они злые? Обоснуйте ответ.

 

 

+ 2) Хитроумный мореход в поэме Гомера произносит такие слова: «Так нас они сладкопеньем пленительным звали. Влекомый сердцем их слушать, товарищам подал я знак, чтоб немедля...» Как звали морехода? Что должны были «немедля» сделать его товарищи? Как они поступили? Почему?

 

 

+ 3) Почему Гомер называет морехода хитроумным? В чем проявилось его хитроумие при встрече со сладкоголосыми существами?

 



Перейти к оглавлению