Главная5 классИнформатикаРабочая тетрадь по информатике 5 класс БосоваЗадания к главе «Информация вокруг нас»

Задания к главе «Информация вокруг нас»

1) Продолжите фразы:

 

 

2) Для чего человеку нужны линейка, транспортир, термометр, барометр, компас, телескоп, микроскоп? Какие еще приборы и приспособления вы знаете? Запишите ответы, продолжив следующие фразы:

 

 

5) Проект «История письменности».

 

Очень много сведений о развитии письменности у разных народов вы найдете, изучая историю Древнего мира. Читая учебник истории, выписывайте ответы на приведенные ниже вопросы.

 

Древний Египет.

 

5.1. Как называются загадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц и саркофагов?

 

 

5.2. Какими значками изображали египтяне слова «солнце» , «идти», «хлеб», «рот»?

 

 

5.3. Сколько всего было иероглифов было в египетском письме?

 

 

5.4. Как египтяне перешли от изображения значком целого слова к изображению значком отдельного звука?

 

 

5.5. Передавались ли у египтян иероглифами гласные звуки?

 

 

5.6. В чем была основная трудность при чтении египетских иероглифов?

 

 

5.7. Для чего египтяне использовали значки-определители?

 

 

5.8. Почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом?

 

 

5.9. Кому и как удалось разгадать тайну египетских иероглифов?

 

 

5.10. Что было основным носителем информации в Египте?\

 

 

5.11. Какова технология изготовления папируса?

 

 

5.12. Как хранили папирусы?

 

 

5.13. Как выделялось на папирусах начало новой мысли? Как мы выделяем новый абзац в тексте?

 

 

5.14. На чем делались записи в Двуречье?

 

 

5.15. Как называлось письмо Двуречья, состоящее из клинообразных значков?

 

 

5.16. Почему за основу письма в Двуречье был взят клин, а не что-нибудь другое?

 

 

5.17. Каково происхождение клинописных значков?

 

 

5.18. Что могли обозначать знаки, соответствующие коротким односложным словам?

 

 

5.19. Сколько различных знаков в клинописи?

 

 

5.20. Просто ли было научиться читать и писать в Двуречье?

 

 

5.21. Почему не погибла от пожара библиотека царя Ашшурбанапа?

 

 

5.22. Для чего была нужна письменность финикийским торговцам?

 

 

5.23. Какая система письма - египетская, вавилонская или финикийская - была проще?

 

 

5.24. Чему соответствовал каждый значок финикийского письма? Как его можно назвать?

 

 

5.25. Сколько всего букв в финикийском алфавите?

 

 

5.26. Какой главный недостаток финикийского письма?

 

 

5.27. Кто усовершенствовал финикийский алфавит? Каким образом?

 

 

5.28. Каково происхождение слова «алфавит» ?

 

 

5.29. На чем делались записи в Древней Индии?

 

 

5.30. Чем писали в Древней Индии?

 

 

5.31. Как выглядела древнеиндийская книга?

 

 

5.32. Как называются цифры, которые мы используем?

 

 

5.33. Какой народ придумал арабские цифры?

 

 

5.34. На чью письменность - египетскую, вавилонскую или финикийскую - больше всего похожа письменность Китая?

 

 

5.35. Сколько знаков должен был знать китаец, умеющий читать и писать?

 

 

5.36. Как должен был писать образованный китаец?

 

 

5.37. Опишите технологию изготовления древнекитайских бамбуковых книг.

 

 

5.38. Для чего, кроме одежды, использовали шёлк?

 

 

5.39. Какой народ изобрёл бумагу?

 

 

5.40. Из чего изготавливалась бумага?

 

 

5.41. Опишите технологию изготовления бумаги.

 

 

5.42. Почему в Европе так поздно узнали о технологии изготовления бумаги?

 

 

5.43. Почему греки перестали пользоваться письмом и забыли его? Когда это роизошло?

 

 

5.44. Когда в Греции появилась новая письменность? На основе какого алфавита она была создана?

 

 

5.45. Что позволило грекам более точно при письме передавать звуковую речь?

 

 

5.46. Сколько букв было в греческом алфавите?

 

 

5.47. На чем писали юные греки в школах?

 

 

5.48. Что вы можете рассказать об Александрийской библиотеке?

 

 

5.49. Каким образом Птолемей получил у афинян рукописи Эсхила и Софокла?

 

 

5.50. Что вы знаете о библиотеке в Пергаме?

 

 

5.51. Что такое пергамент?

 

 

6) Придумайте примеры передачи информации, соответствующие следующим схемам:

 

 

7) Для передачи информации люди использовали разнообразные идеи. Некоторые из них связаны с приведёнными ниже изображениями. Кратко опишите эти идеи.

 

 

8) Воспользуйтесь текстом учебника, а также справочниками и энциклопедиями и подберите к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке.

 

 

9) Разгадайте кроссворд «Передача информации».

 

 

10) Запишите словами число 389 365 402 201.

 

 

11) Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте: «Миллиард - очень большое число. За тридцать лет с первого января тысяча де-

 

вятьсот семидесятого года по тридцать первое декабря тысяча девятьсот девяносто девятого года прошло десять тысяч девятьсот

 

пятьдесят семь суток, что составляет двести шестьдесят две тясычи девятьсот шестьдесят восемь часов или девятьсот сорок шесть

 

миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи восемьсот секунд. Значит, за тридцать лет не пройдёт и миллиарда секунд».

 

 

12) Представьте в виде арифметических выражений следующие утверждения:

 

 Ответ:

 

а) Если к трем прибавить четыре, потом умножить все на четыре и разделить на разность восьми и шести, то в результате получится четырнадцать.

 

(3+4) *4:(8*6)=14

 

б) Раздность двадцать семи сотых и девяти сотых равна восемнадцати сотым.

 

0,27*0,09=0,18

 

13) Заполните таблицу, расположенную слева, и запишите содержащуюся в ней информацию в виде арифметических выражений в таблице справа.

 

 

14) Заполните таблицу.

 

 

15) Дана кодовая таблица флажковой азбуки:

Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующие слова и попытайтесь объяснить их значение:

 

 

16) Что прочитал Лом на флагах встречной шхуны?

 

 

17) Старший помощник Лом оказался старательным учеником. Чтобы порадовать капитана Врунгеля, он выучил морскую семафорную азбуку,

 в которой каждая буква кодируется определенным положением рук с флажками.

 

 Расшифруйте подаваемые Ломом сигналы:

 

 

18) Дана кодовая таблица азбуки Морзе:

 

 Расшифруйте следующие записи:

 

 

19) Зашифруйте с помощью азбуки Морзе:

 

 

20) Поставьте каждой букве в соответствие её порядковый номер в алфавите (заполните пустые клетки):

 

 

21) Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки:

 

 

22) Трудно декодировать сообщение, если к номеру каждой буквы шифруемого сообщения прибавляли номер буквы из определённого, заранее выбранного текста. Предположим, что таким текстом служит начало абзаца из § 1.6 вашего учебника информатики: 

«В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц...»

 

Закодируем этим способом название города ТУЛА.

Номера букв кодируемого слова: 20, 21, 13, 1.

Номера первых четырех букв ключевой фразы: 3, 17, 1, 14.

Номер первой буквы зашифрованного текста - число 23 (20 + 3),

второй - 38 (21 + 17), третьей - 14, четвертой - 15.

23-я буква - это  «Х». А как быть с 38-й? Да очень просто - пройдя

все 33 буквы алфавита, продолжим счет. В этом случае 38-й буквой

окажется буква  «Д».

В итоге получим: ХДМН.

Что получится при декодировании сообщений ПЩОЯК и НЩЁП?

 

 

23) Декодируйте текст.

 

 

24) 

Декодируйте текст.

21-19-22-6-16-17 * 4 * 22-26-7-16-11-11 -

 

14-7-5-13-17 * 4 * 3-17-33.

 

 

25) Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги

из каждого данного слова:

 

 

26)  

Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только вторые слоги

из каждого данного слова:

 

 

27) 

Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только последние слоги

из каждого данного слова:

 

 

28) Кодирование текста осуществляется перестановкой букв в каждом

слове по одному и тому же правилу. Восстановите зашифрованную

информацию и сформулируйте правила перестановки.

 

 

29) Известно, что некто для шифрования сообщений после каждой

гласной буквы вставляет букву  «А», а после согласной - букву  «Т».

Декодируйте зашифрованную информацию.

 

 

30) Придумайте собственный способ кодирования букв русского алфавита:

графический (с помощью особых картинок или знаков), числовой ( с помощью

чисел) или символьный (с помощью тех же букв).

 

 

31) Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел:

первое число - номер столбца, второе - номер строки следующей

кодовой таблицы:

Расшифруйте следующее сообщение:

 

 

32) Зашифруйте с помощью таблицы из предыдущего задания следующие слова:

 

 

33) Впишите подходящие по смыслу слова:

 

 

34) На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты

которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности.

Помните, первое число - по оси ОХ, второе - по оси ОУ. После проверки правильности

выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными карандашами.

 

 

35) Вам разрешено заменять в исходном слове одну букву на другую

так, чтобы получившееся слово было существительным в именительном

падеже. Пример: «слоН» - «слоГ». Менять местами буквы запрещено.

Запишите цепочки превращений следующих слов:

 

 

36) Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия

графам и заполните таблицу.

 

 Самый крупный на земле алмаз с названием «Куллинан» весил

3106 карат ( в 1 грамме карат). Он был найден в 1905 году. Следующий

по весу алмаз - алмаз «Эксцельсиор», найден в 1893 году. Он весил 995 карат.

Третий алмаз - «Звезда Сьерра-Леоне» весом 970 карат был найден в 1972 году.

Далее следует алмаз «Кохинор» весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке.

Алмаз «Великий Могол» весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке.

«Алмаз Победы» весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.


Ответ:

 

 

37) Для существительных «ОКНО», «ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ», «МОСКВА»,

«ПРОГРАММА», «МЫШЬ» заполните таблицу.

 

 

38) Заполните таблицу «Моя библиотека», включив в нее не менее 5 книг.

 

 

39) В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они

осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится

стать трактористом, другой - садовником, третий - комбайнером.

В разное время нами были записаны следующие сказанные ими фразы:

Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь

скоро начнётся уборка.

     2) Наблюдал я вчера, Коля, твой осмотр машины и подумал, что

держать машину в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый

сорт яблок.

     3) Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у

комбайна.

Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят?

 

 

40) В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров,

Гришин и Алексеев. Профессии у них разные: один из них - маляр,

другой - мельник, третий - плотник, четвертый - почтальон, пятый - парикмахер.

Петров и Гришин никогда не держали в руке малярной кисти. Иванов и Гришин

все собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петров и

Иванов живут в одном доме с почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье

играют в городки с плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и

для мельника. Определите профессию каждого из друзей.

 

 

41) По следующим данным постройте столбчатую диаграмму.

В школе № 1 учатся 250 человек, в школе № 2 учатся 300 человек, в школе № 3

учатся 450 человек, в школе № 4 учатся 400 человек.

 

 

42) Составьте предложения по схемам на тему «Наши школьные дела».

 

 

43) Систематизируйте приведенные сведения. разделив их по тем

предметам, к которым они относятся. Для этого в пустые клетки

справа впишите буквы: Р - для информации из области русского

языка, Е - естествознания, И - истории, М - математики.

 

 

44) Окружающие нас объекты (предметы, явления, существа и так далее)

можно систематизировать различными способами. Выполните систематизацию,

заполнив таблицу.

 

 

45) На основании информации, содержащейся в третьем столбце таблицы

предыдущего задания, заполните таблицу:

 

 

46) В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные

по классам. Определите основания этих классификаций.

 

 

47) Марине Яблочковой не нравилось, что каждый раз учительница называет

её фамилию последней. Когда учительница узнала об этом, она сказала:

«Марина, если ты составишь новый список учеников, я буду пользоваться им».

Помогите Марине отсортировать список так, чтобы её фамилия оказалась первой.

Восстановите также и список учительницы.

 

 

48) Отсортируйте слова в лексикографическом порядке.

 

 

49) Выполните вычисления и расположите буквы в порядке убывания

соответствующих ответов. Вы узнаете, кто из русских поэтов написал

о русском языке такие строки:

 

     Язык, великолепный наш язык.

     Речное и степное в нём раздолье,

     В нём клекоты орла и волчий рык,

     Напев и звон, и ладан богомолье.

 

 

50) Петя и Коля играют в следующую игру: Петя задумывает правило

преобразования текстовой информации. Коля может предлагать

Пете любые тексты и узнавать результаты преобразования. Ниже

приведены вопросы Коли и ответы Пети в нескольких таких играх.

Попробуйте отгадать, какое правило задумал Петя в каждой игре.

 

 

51) Сегодня у Пети и Коли новая игра: Коля задумывает правило

преобразования числовой информации. Задача Пети - отгадать это

правило. Ниже приведены вопросы Пети и ответы Коли в нескольких

таких играх. Попробуйте отгадать, какое правило задумал Коля в каждой игре.

 

 

52) К реке одновременно подошли три купца и три разбойника. Всем

необходимо было переправиться на противоположный берег. У

берега стояла лодка, которая могла вместить только двух человек.

Купцы боязливо поглядывали на разбойников, так как знали, что

во время переправы может всякое случиться. Если во время переправы

на берегу число разбойников и купцов будет одинаковым, то разбойники

не тронут купцов; если же число разбойников превысит число купцов хотя

бы на одного человека, то разбойники преубьют купцов. Перед купцами

стояла сложная задача, но она была ими решена - все перебрались на тот

берег, и жертв не было. Как сумели переправиться купцы и разбойники и

сколько рейсов совершила лодка? За рейс следует считать движение лодки

в одном направлении.

Придумайте обозначения и оформите план переправы в таблице.

 

Обозначения: П1, П2, П3 - купцы, Л1, Л2, Л3 - разбойники.

 

 

53) На полустанке одноклейной железной дороги остановился поезд

в составе тепловоза и трех вагонов, доставивший бригаду рабочих

для строительства второго пути. Пока же на этом полустанке имеется

небольшой тупик, где при необходимости может поместиться тепловоз

с вагоном или два вагона. Вскоре к тому же полустанку подошел грузовой

состав (тепловоз и 7 цистерн). Как пропустить пассажирский поезд?

 

 

54) Как разделить 8 литров подсолнечного масла на две равные части по 4 литра, если кроме полного 8-литрового бидона есть два пустых

бидона на 5 литров и 3 литра?

 




Перейти к оглавлению