Главная5 классБиологияРабочая тетрадь по биологии 5-6 класс Сухорукова Л.Н. Кучменко B.C.7) Работаем с текстом

7) Работаем с текстом

1)Прочитайте в тексте 3 учебника о важнейших признаках живых организмов. Докажите, что автомобиль неживой объект. Приведите не менее трех аргументов.

 

 

2) Прочитайте текст и установите, о представителях какого царства живой природы идет в нем речь

Они очень малы, даже трудно представить себе их действительные размеры. Их можно различить только в мощный микроскоп, увеличивающий в тысячи раз. Они проникают всюду, в бесчисленном множестве населяют почву. Воду, наземно-воздушную среду, другие организмы.

 

 

3) Установите соответствие между царствами живой природы и их характерными особенностями.

 

 

*ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1) Наиболее благоприятная среда жизни – почва. 2) Создают органические вещества. 3) Потребляют органические вещества. 4) Активно передвигаются в пространстве. 5) Растут всю жизнь. 6) Могут обитать в экстремальных условиях. 7) Рост ограничен. 8) Могут быть причиной опасных заболеваний. 9) Не передвигаются активно в пространстве. 10) Обитают повсюду.

а) Какие признаки сближают грибы с растениями? 

б) Какие признаки сближают грибы с животными? 

 

 

4) Прочитайте отрывок из книги В. В. Бианки «Лесная газета» Ответьте на вопросы.

Пруды уже начали затягиваться ряской. Некоторые говорят: тиной. Но тина тиной, а ряска ряской. На других ряска не похожа. Маленький корешок и плавучая зеленая лепешечка с продолговатыми выступами. Эти выступы - лепешка-стебелек и лепешки-веточки. Листьев у ряски нет. А вот цветы иногда появляются, но это случается очень, очень редко. Не нужны ряске цветы. Она размножается просто и быстро. Отломится от стебелька-лепешки лепешка-веточка - вот и стало из одного растения два.

К какому царству относят описанный живой организм - ряску?

 

 

*К какому типу или отделу относят ряску?

 

 

*Напишите признаки, по которым вы определили систематическое положение ряски?

 

 

5) Прочитайте описание представителей отделов Покрытосеменных и Голосеменных на рисунке 1.3 учебника. Выявите основные признаки, по которым ученые-систематики различают данные растения.

 

 

6) Прочитайте в тексте 5 учебника о деятельности человека как экологическом факторе. Приведите примеры из личного опыта:

Положительного влияния человека на живую природу:

 

 

*Отрицательного влияния человека на живую природу:

 

 

7) Прочитайте текст и установите, о каком экологическом факторе в нем идет речь.

Восходы и заходы Солнца, изменения длительности дня и ночи определяют ритм жизни животных и растений, влияют на их суточную активность, стимулируют сезонные изменения в природе.

Данный экологический фактор также нужен большинству животных для ориентации в пространстве.

 

 

8) Прочитайте фрагмент из рассказа С. Ф. Стариковича. Установите, об организме какого вида идет речь. Подчеркните в тексте приспособления данного организма к среде обитания.

"Узнать, где спина и живот, не трудно: спина выпуклее и как бы загорелее плоского животика. Голову найти тоже легко - она остренькая и всегда темнее хвоста. В противовес ей светлый задний конец тела закруглен, лопатообразен, хотя эта лопата по прямому назначению не используется - ходы прокладываются головой. Заострив голову, землепроходец вонзает ее в почву. Потом, натужив мышцы, раздувает головушку, и она отодвигает комочки почвы. Если в плотной земле голова разламывается от натуги, приходится брать горлом - выедать себе квартиру... Тело покрывается обильной слизью, которая служит превосходной смазкой для протискивания сквозь землю".

 

 

9) Прочитайте текст и установите, о какой жизненной форме растений идет речь.

В тропическом лесу повсюду видны лазающие растения. Они обвиваются вокруг стволов, свешиваются с ветвей, перекидываются с дерева на дерево, ползут по земле или лежат на ней спутанными клубками.

 

 

*Приведите примеры комнатных растений с такой же жизненной формой.

 

 

10) Прочитайте текст и установите, о каком природном сообществе в нем идет речь

Здесь деревья, кустарники и травы собраны не случайно. Они расположены этажами, что обеспечивает полное использование потока света. В отличие от окружающих открытых мест, в этом природном сообществе складывается равномерный мягкий климат.

 

 

11) Прочитайте пословицы и поговорки и объясните их смысл.

Лес и вода – брат и сестра.

 

 

*Лес родит реки.

 

 

*Леса хранят воду.

 

 

12) Прочитайте текст о болоте.

Болото - участок земной поверхности, постоянно или большую часть года насыщенный водой и покрытый особой болотной растительностью. Она характеризуется накоплением мертвых неразложившихся растительных остатков, со временем превращающихся в торф.

Болота возникают при зарастании озер, в результате переувлажнения почвы, при неглубоком залегании грунтовых вод и т.д.

Какие экологические факторы определяют особенности среды обитания на болоте?

 

 

*Какие приспособления сформировались у живых организмов болот к каждому из этих факторов?

 

 

*Спрогнозируйте возможные последствия воздействия человека на болото и его обитателей.