Главная4 классОкружающий мирОкружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь 2 часть. Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова§8. Образование - часть культуры общества.
НА ГЛАВНУЮ!

§8. Образование - часть культуры общества.

34. Объясни, как ты понимаешь пословицы.

"Ученье — свет, а неученье тьма". 

"Ученья корень горек, да плод сладок".

 

35*. Переведи на современный язык слова из первой русской «Азбуки» Ивана Фёдорова.

Поучение сыну

Сыну мой, прислони ухо твое,

И послушай словес мудрых,

И приложи сердце твоё

К научению моему

Понеже украсит.

 

 

Подготовь рассказ «Берестяные грамоты».

 

36. Одна из тем учебника  - «О первых школах и книгах". Предложи названия к каждому абзацу этого текста.

 

 

37*. Поработайте в парах. Составьте план рассказа "Владимир Мономах и его "Поучение".

 

38. Поработайте в группах. Рассмотрите репродукцию картины Б.М. Кустодиева «Школа в Московской Руси» (см. с.64 учебника). Выберите героя и расскажите о нем по плану.

  1. Как его зовут?
  2. Как он одет?
  3. Что он делает?
  4. Нравится ли ему учиться?
  5. Прилежно ли он учится?

 

39. Напиши рядом с названием буквы старославянской азбуки ее современное начертание.

 

 

40*. Карты были известны в России уже в начале XVII  века. Этот факт описал А.С. Пушкин в своем произведении «Борис Годунов». Царь Борис разговаривает со своим сыном, который чертит географическую карту. Найдите на карте (см. с. 3 рабочей тетради) те места, которые изображал царский сын. Объясни, как ты понимаешь выражение «сладкий плод ученья».

 

41. Запиши два-три события, которые произошли в России при Петре в сфере образования.

 

 

Подготовь рассказ о М.В. Ломоносове по плану.

1. Кто такой М.В. Ломоносов, когда он жил и чем он знаменит?

2. Какие качества помогли М.В. Ломоносову стать великим человеком?

 

42*. Поработайте в парах. Выскажите свои мнения.

Справедливы ли слова о том, что более талантливого ученого, чем М.В. Ломоносов, в России в XVIII  века не было?

Почему А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «нашим первым университетом»?

 

43. Ответь, сколько лет прожил М.В. Ломоносов, если он родился в 1711 году, а умер в 1765-м. Застал ли он время правления Петра I, если этот царь правил с 1689 по 1725 год?

 

44. Переведи (устно) на современный язык слова М.В. Ломоносова о том, что «Грамматика» М. Смотрицкого учила не только «благо глаголити и писати, но и стихи слагати».

45. Поработайте в группах. 

1. Прочитайте и проанализируйте текст. Подготовьте ответы на вопросы.

Могли ли учиться в школе все, кто хочет?

Почему среди крестьян и рабочих в начале XX (20) века было много неграмотных людей?

2. Используя текст учебника (с. 73, 74), подготовьте коллективный рассказ на тему «Образование XIX века».

 




Перейти к оглавлению