34. Объясни, как ты понимаешь пословицы.
"Ученье — свет, а неученье тьма".
"Ученья корень горек, да плод сладок".
35*. Переведи на современный язык слова из первой русской «Азбуки» Ивана Фёдорова.
Поучение сыну
Сыну мой, прислони ухо твое,
И послушай словес мудрых,
И приложи сердце твоё
К научению моему
Понеже украсит.
Подготовь рассказ «Берестяные грамоты».
36. Одна из тем учебника - «О первых школах и книгах". Предложи названия к каждому абзацу этого текста.
37*. Поработайте в парах. Составьте план рассказа "Владимир Мономах и его "Поучение".
38. Поработайте в группах. Рассмотрите репродукцию картины Б.М. Кустодиева «Школа в Московской Руси» (см. с.64 учебника). Выберите героя и расскажите о нем по плану.
39. Напиши рядом с названием буквы старославянской азбуки ее современное начертание.
40*. Карты были известны в России уже в начале XVII века. Этот факт описал А.С. Пушкин в своем произведении «Борис Годунов». Царь Борис разговаривает со своим сыном, который чертит географическую карту. Найдите на карте (см. с. 3 рабочей тетради) те места, которые изображал царский сын. Объясни, как ты понимаешь выражение «сладкий плод ученья».
41. Запиши два-три события, которые произошли в России при Петре в сфере образования.
Подготовь рассказ о М.В. Ломоносове по плану.
1. Кто такой М.В. Ломоносов, когда он жил и чем он знаменит?
2. Какие качества помогли М.В. Ломоносову стать великим человеком?
42*. Поработайте в парах. Выскажите свои мнения.
Справедливы ли слова о том, что более талантливого ученого, чем М.В. Ломоносов, в России в XVIII века не было?
Почему А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «нашим первым университетом»?
43. Ответь, сколько лет прожил М.В. Ломоносов, если он родился в 1711 году, а умер в 1765-м. Застал ли он время правления Петра I, если этот царь правил с 1689 по 1725 год?
44. Переведи (устно) на современный язык слова М.В. Ломоносова о том, что «Грамматика» М. Смотрицкого учила не только «благо глаголити и писати, но и стихи слагати».
45. Поработайте в группах.
1. Прочитайте и проанализируйте текст. Подготовьте ответы на вопросы.
Могли ли учиться в школе все, кто хочет?
Почему среди крестьян и рабочих в начале XX (20) века было много неграмотных людей?
2. Используя текст учебника (с. 73, 74), подготовьте коллективный рассказ на тему «Образование XIX века».